Постиндустриальное общество

Информация » Постиндустриальное общество

С конца 60-х годов ХХ века в науке утвердилось понимание происходящих в наиболее развитых странах мира хозяйственных и вызываемых ими социально-политических перемен как провозвестников качественно нового этапа общественного прогресса. К настоящему времени за рубежом выдвинуто немало оригинальных концепций, в которых обобщаются фундаментальные закономерности хозяйственного развития и на этой основе делаются попытки осмыслить глобальные перспективы человечества.

Концепция «постиндустриального - посткапиталистического» общества впервые появляется у Дарендорфа (1958), в границах которой проявляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникации становятся централизованным процессом (теория «глобальной деревни» Мак-Люена, 1964). В конечном счете, основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973).

Помимо перечисленных ученых в разные годы проблематика постиндустриального общества занимала умы многих исследователей, среди которых такие видные мыслители, как Р.Арон, Д.Белл, Г.Бекер, Ж.Бодрийяр, Ф.Бродель, П.Дракер, Д.Мандел, Г.Маркузе, Д.Норт, У.Ростоу, Г.Стиглер, Дж.Стиглиц, А.Тоффлер, А.Турен, Л.Туроу, Т.Форрестер, Д.Хабермас, С.Хантингтон, Р.Хэйлбронер и многие другие.

Работы этих авторов не только чисто экономического характера, они относящиеся к теории управления, социологии, философии, психологии, а также к пограничной проблематике (например, экономическая социология и социальная психология).

Таким образом, спектр научных исследований чрезвычайно широк. Их анализ и изучение представляет довольно сложную проблему.

Нельзя сказать, что советские и российские специалисты обошли вниманием проблему постиндустриального общества. Различные аспекты интересующей нас проблематики нашли отражение в трудах М.Г.Делягина, В.Л.Иноземцева, Ю.А.Левады и многих других.

С помощью понятия постиндустриального общества можно логично противопоставить формирующееся социальное целое всем формам обществ, объединяемым в экономическую эпоху; только в этом случае обеспечивается адекватный характер доктрины, претендующей на охват всего пройденного человеческой цивилизацией пути. Необходимо подчеркнуть, что глобальный характер переживаемого переворота, который гораздо более значителен, чем отрицание одной только индустриальной эпохи. Главное - становится возможным осознание того, что человечество находится накануне наступления такого социального состояния, которое не может регулироваться и управляться фактически ни одним из известных доселе способов.

Данный процесс связан с модернизацией системы человеческих ценностей и психологических ориентиров, он неизбежно будет весьма длительным и происходить эволюционным путем[1].

Исходя из вышеизложенного мы видим цель курсовой работы

в анализе основных подходов к проблематике постиндустриального общества, получивших наибольшее признание и развитие в современной науке.

В задачи работы

входит:

1.Показать эволюцию научных идей о постиндустриальном обществе.

2.Определить перспективы и проблемы постиндустриального общества и позицию России в постиндустриальном мире.


Похожие статьи:

Туризм, его значение, условия и факторы развития
Диалектика развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой в стихийной форме и в виде общественного производства. Одна из необходимостей контактов - восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и ...

Социальная реклама и различные институты общества
У всякой рекламы есть потребитель, производитель и заказчик (рекламодатель). Между производителями и потребителями имеется связующее звено - носители рекламы. Итак, кто же заказывает в России социальную рекламу? Социальную рекламу использу ...

Личность как объект и субъект культуры
На сегодняшний день в научной литературе можно встретить различные определения феномена "личность". Личность определяется как "индивидуальная внутренняя социальность, конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индив ...