Библиосоциальная работа в информационном обществе
Библиотека – социальный институт, осуществляющий сбор и распространение в пространстве и во времени социально значимых документов с целью удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Длительное время в качестве главной функции библиотеки рассматривалось хранение книг и иных документов. Впоследствии данная точка зрения претерпела глубокие изменения, и сейчас функции библиотеки не сводятся только к книгохранению. Как отмечает Ю.Н. Столяров, «на смену столь убедительной, на первый взгляд, мемориальной функции эпохи Просвещения в XIX веке выдвинулась функция учебная, образовательная, просветительская».
Новый этап в понимании сущности библиотеки и её социальных функций связан с принятием в мае 1974 года постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно–техническом прогрессе», в котором было закреплено устоявшееся к тому времени представление о библиотеке как идеологическом учреждении. Наряду с этим ей придавался статус научно–информационного учреждения.
Это решение было воспринято специалистами как требование коренной перестройки деятельности всех библиотек, расширения и углубления их функций и повышения роли как идеологических и информационных центров.
В законе Российской Федерации «О библиотечном деле», принятом в 1994 году, библиотека определена как информационное, культурное и образовательное учреждение [4]. При рассмотрении изменений и дополнений, вносимых в федеральный закон «О библиотечном деле», было предложено определить библиотеку как «...учреждение, выполняющее информационные, культурные, образовательные, досуговые функции ..».
Актуальность настоящего исследования. Сегодня в России сложилась сложная социальная ситуация, когда население дифференцировалось на малое количество богачей и материально обездоленное большинство. Оно чётко разделилось на приверженцев различных идеологий, сторонников взаимоисключающих вариантов дальнейшего развития России. Недовольство условиями жизни подавляющего большинства населения растёт, что дестабилизирует общественную жизнь. Читатели библиотек крайне растревожены итогами проведённых реформ, неустойчивостью политического строя, коррумпированностью власти, своим будущим и перспективами жизнедеятельности своих детей. Многие их них нуждаются в психокоррекции мышления и поведения.
Сегодня читатели идут в библиотеку не только и не столько за информацией, сколько за успокоением и утешением, за психокоррекционной помощью. Поэтому значимость методик библиосоциологических исследований в современных условиях резко возросла. И чрезвычайно актуально стало такое направление деятельности библиотек, как библиосоциальная работа.
- Библиосоциология: история и методики исследований. Библиосоциология как научная дисциплина
- Направления библиосоциальной работы в историческом контексте
- Исследование конкретных методик библиосоциальной работы
- Простые методики
- Сложные методики
- Заключение
Похожие статьи:
Планирование. Этапы и методы психосоциальной работы с клиентом
В основе диагностического подхода лежат два основополагающих принципа: социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы; помощь направлена на улучшение социальной жизни человека. Эти два взаимно обусловленных процесса ...
Проблемы и перспективы постиндустриального общества. Проблемы цивилизации
Обычно западные социологи говорят о формировании основ постиндустриального общества как о процессе, начавшемся в конце 1950-х годов и поступательно развертывающемся по сей день. Между тем становление новой социальной реальности, с точки зр ...
Содержание общественного труда
Социально-психологическая структура простого процесса труда раскрывает общественный труд только с одной стороны — личностной. Человек рассматривается здесь хотя и как существо социальное, но все-таки не общественное в строгом смысле, т. е. ...