Работа исследователя в процессе исследования
К настоящему времени наука обрела не только положительный, но и отрицательный опыт, вызванный разрушительными последствиями отдельных научных открытий и, в первую очередь, в области ядерной физики. И все же, несмотря на укоренившиеся в сознании многих людей ростки антисциентизма, авторитет науки в обществе остается достаточно высоким. И это не случайно, поскольку вся история науки последовательно знаменует прогрессивные вехи в развитии мировой цивилизации. Благодаря использованию научных методов в естествознании, были созданы невиданные ранее искусственные агрегаты, значительно увеличивающие производительность человеческого труда и создающие для работника более комфортабельные условия. Внедрение научной методологии в исследование социальных процессов позволило людям научиться оценивать тенденции развития обществ, культур, прогнозировать события и проектировать ситуации с заданными изначально свойствами.
Отображая действительность, наука распределяет результаты этого отображения по трем уровням: эмпирический, абстрактно-теоретический и сверх эмпирический (надтеоретический), соответствующий построению научной картины мира.
По мере перехода научных исследований от менее высокого уровня к более высокому, строгость доказательности имеет тенденцию к снижению, а их общенаучный (философский) характер, напротив, увеличивается. Однако это не означает уменьшения научного содержания теорий, содействующих формированию научной картины мира.
Развитие научных теорий, особенно на высших уровнях отображения действительности, невозможно без методологии. Методология может выступать как форма философского обобщения, так и частно-научного, обозначаемого в западной литературе, как эпистемология.
В целом можно представить следующий алгоритм научного исследования, передающий логику и методологию постановки и решения задач. Его можно условно разбить на восемь этапов.
1. Определение основных целей исследования.
2. Описание проблемной ситуации.
3. Предварительный анализ проблемной ситуации.
4. Формулировка научной проблемы.
5. Выработка гипотез.
6. Сбор и классификация информации.
7. Разработка концепции (научной теории).
8. Проверка достоверности исследовательских результатов (верификация теории).
- Предварительная подготовка к исследованию
- Последовательность действий исследователя
- Этапы работы исследователя в процессе исследования
- Выбор проблемы
- Постановка общего вопроса
- Подвопросы
- Формулировка цели
- Полевой этап исследования
- Позиция исследователя в полевом исследовании
- Заключение
Похожие статьи:
Субъект-объектные отношения в рекреационно-досуговой деятельности
Особое значение имеют основные понятия, раскрывающие суть, особенности исследуемого предмета - субъект-объектных отношений. Весь остальной понятийный строй должен строго соответствовать разработанной концептуально-категориальной схеме, баз ...
Свобода в деятельности человека. Понятие «свобода»
Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Аристотель, который не мог представить себе ...
Определение социальной работы
По мнению В.И. Курбатова, определение понятия «социальная работа» делится на уровни: первичные и вторичные. Первичные – отражают эмпирический опыт социальной работы, результат наблюдений и экспериментов. Вторичные – интерпретируют первичны ...