Библиосоциология: история и методики исследований. Библиосоциология как научная дисциплина
Страница 2

Информация » Библиосоциальная работа в информационном обществе » Библиосоциология: история и методики исследований. Библиосоциология как научная дисциплина

– повышение внимания к качественным и количественно–качественным методам социологии;

– внедрение в исследовательскую практику новых для библиосоциологии методов – паспортизирования, картографирования и картограммирования (по технике «проблемное колесо») микросоциумов, обслуживаемых муниципальными библиотеками.

Библиотековеды не пришли к единому мнению о составе сущностных социальных функций библиотек. В советский период в качестве таковых в официальных документах, как правило, назывались идеологическая, культурно–просветительная и научно–информационная функции [5, 296]. И.М. Фрумин в 1977 году выделил воспитательную, образовательную и организационную функции [19]. Три года спустя Л.А.Шилов тоже выделил три сущностные функции в деятельности библиотек, вместо организационной назвал функцию информационного обеспечения науки и производства [22], а А.Н. Хропач, оставаясь на тех же позициях, назвал ее уже в 1989 году производственно–вспомогательной [21]. Ю.Н. Столяров в 1982 году в качестве сущностных назвал кумулятивную и утилитарную [13]. А.В. Соколов вслед за В.Р. Фирсовым, выделившим познавательную, ценностно–ориентационную и коммуникативную [18], называет в 1984 году ценностно–ориентационную, коммуникативно–познавательную и кумулятивно–поисковую функции [11]. Е.Т. Селиверстова, продолжая работу в данном направлении, в 1991 году выделяет кумулятивную, мемориальную и информационно–коммуникативную [8], И.К. Джерелиевская в составе сущностных социальных функций видит только две – мемориальную и коммуникативную [2], а Н.В. Жадько в 1996 году коммуникативную среди них заменяет информационной функцией [3].

В последнее время библиотековеды занялись активным поиском единственной функции, определяющей сущность библиотеки как социального института. Главный методологический принцип данного подхода заключается в утверждении, что всем общественным институтам, сферам человеческой деятельности, продуктам культуры, в том числе и библиотекам, свойственна строгая и однозначная специфическая функция. Начало этому подходу положил Ю.Н.Столяров, выделив наряду с сущностными (кумулятивной и утилитарной) в качестве имманентной коммуникативную функцию. Свою позицию он обосновывает тем, что « .основное социальное предназначение библиотеки . состоит в обеспечении пространственно–временного акта коммуникации .» [13, с 22].

В то же время В.Р. Фирсов, рассматривая социальные функции библиотек и выделяя их из функций культуры, приходит к выводу, что основная функция библиотек «социализирующая, обусловленная преобразующим свойством фонда . Все остальные функции остаются ей подчинёнными и её конкретизирующими» [18, с. 28].

Несколько позже, во время дискуссии о социальных функциях библиотек, Ж.С. Яцкунас тоже предпринял попытку выделить одну, сущностную функцию библиотеки. Он не разделяет позицию тех авторов, которые считают, что библиотека выполняет целый ряд социальных функций, и ставит задачу определения единственной специфической функции библиотеки, «такой функции, которую реализует только библиотека и ничто кроме библиотеки» [23, с. 19]. Этой функцией, по мнению Ж.С. Яцкунаса, является организация общественного пользования определенным образом сформированных фондов документов. В осуществлении именно этой функции, считает автор, заключается «важнейшая, ничем не заменимая роль библиотеки, обеспечивающая её статус самостоятельного учреждения культуры».

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Типология организаций
Социологическая наука предлагает различные типологии организаций. В основу одной из них положены три признака: 1) степень формализации отношений в организации, 2) подвижность цели и 3) степень влияния членов на результаты ее деятельности. ...

Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности
Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения. Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населен ...

«Женщины – плохие начальники» – это миф
Считается, что . · Женщины слишком мягки, нежны и заботливы, чтобы быть хорошими начальниками. · Прежде чем стать начальником, женщина становится "стервой". · Женщина не может одновременно заботиться о семье и руководить коллекти ...