Сложные методики
Страница 4

Участники фокус–групп конкретизировали и все прочие проблемы третьего блока (3б, 3в, 3г и 3д), но отражать это в рассматриваемой схеме, в данном случае, не стоит, чтобы не усложнять её. И без того, видимо, ясно, что каждый новый «круг проблем» расширяет предыдущий, детализируя его. Чем больше таких кругов («проблемных колёс») будет разработано исследователями, тем глубже они вникнут в причины изучаемых проблем, тем осмысление и обоснование станут их рекомендации.

Как уже говорилось, разработке предложений по поводу решения изученных проблем на основе характеризуемого метода обязательно предшествует установление степени зависимости причин разных проблем, точнее, выявленных цепей проблем, от социального субъекта, имеющего эти проблемы.

Отсюда становится ясным как адресность, так и содержание социологических рекомендаций по преодолению проанализированных проблем региона. Иначе говоря, «проблемное колесо» позволяет выяснить оптимальный набор мер реального решения социальных проблем, те социальные силы, которые способны это сделать, их стратегические и тактические задачи. Чем больше кругов проблем выявлено, чем точнее определены цепи проблем и зависимость их решения от действий разных социальных субъектов, тем продуктивнее итоги использования данного метода.

Заметим ещё раз, что характеризуемый метод имеет комплексный характер, включает в себя определённые количественные и качественные способы получения социальной информации. Основная его сложность заключена в трудности согласования и интегрирования экспертных оценок.

Методика картограммирования.

Описываемая методика – ноу–хау алтайской социологической школы, адаптировавшей активно применяемый американской социологией метод «проблемное колесо» к потребностям изучения локальных социумов России. Она предполагает:

· проведение дискуссии в целевой (подобранной с соблюдением определённых задачами и гипотезами исследования критериев) группе, численностью от 11 до 17 человек;

· фиксацию хода дискуссии в картограмме № I –– особой схеме, отражающей различающиеся мнения и количество их сторонников;

· анализ полученной картограммы, проводящийся после дискуссии с целью выявления основных цепей проблем;

· преобразование картограммы №1 в картограмму №2, в которой обозначаются (условными символами) субъекты решения отдельных проблем и их цепей.

Каждый из четырёх названных этапов технологии картограммирования предусматривает многошаговость, то есть последовательную смену конкретных исследовательских операций. Главными шагами первого (дискуссионного) этапа выступают:

постановка исходного вопроса дискуссии; выслушивание мнений по нему участников дискуссии; подсчёт количества сторонником каждого мнения; вычерчивание центрального звена картограммы №1 (первого круга проблем);

формирование модератором вопросов о том, почему (по какой причине) образовалась каждая проблема первого круга;

коллективное обсуждение данных вопросов, выявление основных суждений по каждому из них;

фиксация в картограмме №1 их суждений и количества их приверженцев, образующая второй круг проблем;

постановка модератором вопросов, нацеленных на выявление соображений по поводу причин возникновения каждой проблемы второго круга;

групповое обсуждение каждого из вопросов второго круга;

отражение в картограмме различающихся мнений по вопросам второго круга и численности их сторонников, что равносильно вычерчиванию третьего круга проблем;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Теоритические аспекты исследования социальной политики. Происхождение и сущность социальной политики государства
Социально – ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, ...

Работа педагогического коллектива Псковского детского дома по решению и профилактике социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По результатам исследования видно, что воспитанники детского дома считают, что они достаточно подготовлены: · к самостоятельному решению бытовых проблем; · к взаимодействию, общению с различными людьми; · к организации своего досуга; · к з ...

Социальная реклама и органы государственной власти
В разных странах степень влияния государства на социальную рекламу разная. Так, в США она контролируется негосударственной организацией - Рекламным советом, а в Украине и Белоруссии социальная реклама считается государственной информацией. ...