Сложные методики
Страница 5

формулирование модератором вопросов для установления мнений о том, почему образовалась каждая из проблем третьего круга;

дискуссию по каждому из этих вопросов;

отражение её результатов в картограмме в виде четвёртого круга проблем.

Зачастую групповая дискуссия не ограничивается обнаружением проблем четвёртого круга. Во многих случаях модератор задаёт дополнительные вопросы, ответы на которые обнаруживают проблемы пятого, шестого, а иногда и седьмого–восьмого кругов, фиксируемые в картограмме №1. Вопросы, уточняющие и детализирующие проблемы предыдущего круга, следует задавать до тех пор, пока участники дискуссии не станут повторять ранее высказанные ими суждения.

Картограммы №2, составленные по результатам дискуссии разных целевых групп, и их сопоставительный анализ – шаг в направлении разработки реальной проблемы улучшения экологической ситуации в локальном социуме.

БОУ – аббревиатура, составленная из начальных букв трёх первых слов полного названия данной исследовательской методики– быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума. Из полного наименования этого метода следует, что его возможно применить: во–первых, не во всех случаях исследовательской практики, а лишь при анализе актуальной проблематики социальных микро групп (семей, соседских общностей, трудового коллектива, пенсионеров определённого микрорайона, многодетных матерей села, лиц, стоящих на учёте в бирже труда, жителей небольшого населённого пункта и т.п.); во–вторых, в ситуациях, когда требуется оперативное вмешательство в жизнедеятельность микросоциума, а потому быстрая оценка его проблем; в – третьих, таким образом, чтобы обследуемые люди прямо и непосредственно участвовали в выработке решений проблем микросоциума, членами которого они являются.

Основная трудность применения метода БОУ заключена в обязательности соблюдения принципа триангуляции. Он требует выполнения трёх следующих условий:

1. Создание особой исследовательской группы;

2. Использование разнообразных источников информации.

3. Применение специфичного набора конкретных исследовательских методик, составляющих их «батарею», и инструментов, образующих особую «корзину».

Схематическое изображение принципа триангуляции в БОУ расположено в приложении 1 настоящей работы. Компоненты на схеме представлены тремя большими треугольниками, а те, в свою очередь, подразделяются на дочерние элементы.

Компонент 1. Рамки оптимальной численности исследовательских групп, работающих по методу БОУ, по мнению профессора Р.А. Трофимовой, колеблются в узком пределе от 5 до 7 человек. При меньшей и большей численности эвристические возможности БОУ могут существенно снизиться.

Кроме специалистов, в проведении БОУ обязательно должны участвовать представители изучаемого микросоциума, главное, не случайные, а специально отобранные исследователями. Они должны максимально адекватнее представлять наличествующие в этом микросоциуме социальные, возрастные, гендерные, профессиональные и иные группы, а также категории населения, отличающиеся друг от друга по уровню материальной обеспеченности.

Компонент 2. Метод БОУ предполагает использование разнообразных источников информации. На этапе подготовки к БОУ важное место занимают вторичные источники, роль которых играют ранее зафиксированные научные данные, относящиеся к предмету исследования. Речь идёт о статистических сведениях, научных публикациях, диссертациях, докладах, картах населённых пунктов, текстах законов, распоряжений органов власти и прочих документах. Анализ содержащейся в них информации создаёт базу метода БОУ, позволяет уточнить его проблему и тему, сформулировать те гипотезы, которые будут проверяться этим методом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Практическое задание
1) Закрытая социальная группа, представители которой занимают одинаковое общественное положение, выполняют одинаковые функции в обществе, защищены юридическими законами и нормами, называется: А. Каста Б. Род В. Сословие Г. Семья Д. Племя К ...

Государственные формы устройства детей
Государственно-общественные формы устройства детей-сирот – это такие формы устройства, при которых дети-сироты имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежно ...

Работа педагогического коллектива Псковского детского дома по решению и профилактике социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
По результатам исследования видно, что воспитанники детского дома считают, что они достаточно подготовлены: · к самостоятельному решению бытовых проблем; · к взаимодействию, общению с различными людьми; · к организации своего досуга; · к з ...