Сущность и содержание социальной работы в пенитен циарных учреждениях. Специфика социальной работы в учреждениях исправительной
системыСтраница 3
5) она не прекращается с окончанием исполнения наказания, т.к. бывший заключенный нуждается в ресоциализации, адаптации к внешнему миру;
6) социальный работник (или сотрудник, осуществляющий социальную работу в рамках пенитенциарного учреждения) объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих антагонистических отношениях [10, с.86].
В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья.
Согласно приказу «Об утверждении Положения о группе социальной защиты и учета трудового стажа, осужденных исправительной колонии, лечебно-исправительного учреждения» от 28 марта 2002г. В целях упорядочения деятельности по социальной защите осужденных уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, в каждой исполнительной колонии, лечебном исправительном учреждении уголовно-исполнительной системы создается группа социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, являющаяся структурным подразделением исправительного учреждения, предназначенном для проведения социальной работы с осужденными [21, с.1].
Социальная работа в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения. Социальная работа проводится с осужденными, а также их группами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. Социальная помощь в первую очередь оказывается таким категориям осужденных, как:
1) инвалиды;
2) престарелые;
3) пенсионеры;
4) лица, переведенные из воспитательных колоний;
5) беременные женщины;
6) женщины, имеющие при себе малолетних детей;
7) лица, больные неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями;
8) не имеющие определенного места жительства;
9) утратившие родственные связи;
10) страдающие алкогольной или наркотической зависимостью.
Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа работы с осужденными провозгласила приоритет интересов личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст.2.Конституции РФ, 1993г.). Этот принцип и лег в основу формирования теоретических основ современной государственной пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста уровня преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилили строгость в обращении с заключенными. Стереотипическое восприятие личности преступника, представление об его неисправимости, сформированное в массовом общественном сознании и у персонала ряда пенитенциарных учреждений привело к тому, что тяжесть наказания определялась не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема ограничений материально-бытового характера и минимизацией контактов с внешним миром [30, с.55].
Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. В то же время, социальная работа в пенитенциарной сфере дополняется такими специфическими принципами, как гуманизм, законность и справедливость.
Похожие статьи:
Развитие представлений об информации
Несмотря на то, что понятие информации очень широко используется в науке, и в повседневной жизни, его строгого научного определения до последнего времени не существовало. По сей день разные научные дисциплины, вводят это понятие по-разному ...
Становление социальной работы в России
Е.И. Холостова в своей работе «теория социальной работы» рассматривает становление социальной работы в России как процесс незавершенный. Она считает, что социальное обслуживание населения в России находится на начальном этапе. В работе зам ...
Третья типичная ситуация. Стала руководителем благодаря специальной
подготовке.
Руководителями не рождаются, ими становятся. Чтобы человек стал руководителем, необходима система подготовки, хотя бы и минимальная. Женщину, решившуюся на руководство, часто спрашивают: «Зачем вам быть руководителем?», «А если у вас родит ...