Деятельность социального работника в учреждениях пенитенциарной системыСтраница 1
Основные задачи социального работника, стремящегося установить, сохранить и развить социально полезные связи:
1) оценка полезности связи и в соответствии с полученной оценкой принятие мер к ее блокированию, изменению или развитию;
2) определение, в рамках, какой из упомянутых моделей осуществляется социально полезная связь, определение внутренних социальных и нравственных резервов заключенного в целях повышения уровня связи, наличия возможностей для развития связи у ее объекта;
3) помощь заключенному в оценке объекта связи, раскрытие перед ним возможных перспектив поддержания связи с данным объектом, предостережение его от необоснованных иллюзий и заблуждений относительно социальных перспектив данной связи;
4) оказание социально-психологической защиты заключенному при крушении социально полезных связей путем замещения ценностей, нахождения иного объекта связи или вступления в контакт с прежним объектом с целью изменить его поведение;
5) содействие в розыске или подыскании объекта (например, помощь в поиске родственника или друга, координаты которого неизвестны);
6) оказание содействия в развитии навыков социального самоконтроля;
7) помощь в устранении препятствий к установлению и поддержанию социально-полезных связей [19, с.136].
Социальный работник в пенитенциарных учреждениях РФ выполняет следующие функции.
1. Совместно с осуждёнными и администрацией ИГУ составить план обучения и работы в период лишения свободы.
2. Помощь осуждённым в преодолении психологического кризиса в связи с нахождением их под арестом.
3. Содействие в адаптации заключенных к среде ИТУ.
4. Организация свободного времени и культурного досуга осуждённых.
5. Защита и наблюдение за соблюдением прав и свобод осуждённых.
6. Правовая и психологическая помощь родственникам заключенного в решении проблем, связанных с лишением его свободы.
7. Регулирование вопросов оплаты труда заключенных.
8. Подготовка заключенного к выходу на свободу, его ресоциализация, содействие в поиске ему жилья и работы.
9. Регулирование отношений осуждённых и персонала во избежание властного произвола со стороны последних.
10. Помощь наиболее нуждающимся группам и категориям осуждённых: несовершеннолетние, молодёжь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды и т. д.
11. Развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенным и внешним миром.
12. Повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания с помощью установления социально-позитивных, социальных связей с другими лицами, помощь в изменении социального статуса.
13. Помощь в построении такого типа горизонтальных и вертикальных отношений, которые с одной стороны соответствовали бы целям предварительного заключения под стражу или исполнения уголовного наказания. С другой стороны влекли бы наименьшие физиологические, психологические, этические, социальные издержки для наказуемого.
14. Содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания.
15. Помощь в социальном развитии заключенного, включая повышение его культурного развития и социальных интересов.
16. Содействие заключенному в получении помощи от специалистов.
17. Организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры, инвалиды).
18. Помощь заключенным в поиске социально приемлемой для них среды, сферы социального интереса (работа, семья, религия, учеба, спорт).
19. Помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
20. Социальное развитие и прогноз развития управления [22, с.125].
В рамках современной пенитенциарной системы существует определённая специфика в деятельности социальных работников: социальный работник должен зачастую брать на себя смежные функции работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной работе, упразднённых из-за финансовых трудностей.
Итак, функции пенитенциарного социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала ИТУ.
Похожие статьи:
Понятие субкультуры и молодежной субкультуры
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре. В ...
Практические задания
1. Почему современные семьи предпочитают иметь меньше детей, чем раньше Современные семьи предпочитают иметь меньше детей, чем раньше, как мне кажется, по нескольким причинам. Чаще всего это причины материально-бытового характера: - прежде ...
Качество жизни в России и пути его улучшения. Тенденции в социально –
экономическом развитии России.
Тенденцией роста численности занятых экономической деятельностью отмечается с 1998 года. Прирост численности занятых в экономике за 1998-2001 годы составил 1,4 млн. человек. Численность занятых в экономике в 2001 году, по сравнению с 1998 ...