Особенности размещения населения в России
Страница 3

Информация » Территориальная организация населения » Особенности размещения населения в России

По населению Россия является "более европейским" государством, чем СССР.

Особенно сильно на протяжении XX в. увеличилось значение Дальневосточного (рост численности населения почти в 2,5 раза ) и Восточно-Сибирского (рост почти в 2 раза) экономических районов — на их территорию шел особенно активный приток населения. Но в сумме они и в настоящее время дают лишь около 11% населения России. А Дальневосточный район занимает по численности населения предпоследнее место. Сократилась численность населения в Центрально-Черноземном и Волго-Вятском районах, откуда люди выезжали в районы нового освоения наиболее интенсивно.

С 2000 г. в Российской Федерации действует отличающаяся от сетки экономических районов система семи федеральных округов, которые были созданы для улучшения административного управления страной, состоящей из многочисленных регионов — субъектов Федерации.

Последний уровень, на котором можно рассматривать размещение населения в масштабах всей страны, — это уровень регионов — субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ все эти регионы имеют равные права, что выражается, в частности, при формировании Федерального Собрания Российской Федерации. Но различия по численности населения между ними огромны, что представляет собой большую проблему для государственного управления как на федеральном, так и на местном уровнях. Так, город Москва превосходит по населению Эвенкийский автономный округ почти в 500 раз. Наиболее типичными для России являются регионы с численностью населения от 1 до 2 млн. жителей. В них концентрируется около 27% населения страны.

Самыми многонаселенными регионами России являются город Москва (8,5 млн. чел. в 2002 г.) и Московская область (6,4 млн. чел.), которые с точки зрения расселения целесообразно рассматривать вместе в качестве единого Московского региона. В таком случае только в одном этом регионе концентрируется более 10% населения страны. Более 6 млн. чел. проживает в аналогично объединенном Петербургском регионе (город Санкт-Петербург плюс Ленинградская область), что составляет 4,3% населения страны. В сумме эти два крупнейших региона концентрируют 14,7% жителей России.

Многонаселенными в России можно считать также регионы с населением от 3 до 5 млн. жителей. Это Краснодарский край, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Ростовская и Челябинская области, республики Башкортостан и Татарстан. В сумме на эти восемь регионов приходится 22,6% населения страны. Всего в многонаселенных регионах (около 10% регионов России) проживает почти 40% населения страны.

На противоположном конце распределения регионов по численности населения находятся малонаселенные субъекты Российской Федерации с населением менее 500 тыс. чел. в каждом. Самыми малонаселенными регионами являются автономные округа Эвенкийский (18,2 тыс. чел.), Корякский (28,5 тыс. чел.), Таймырский (44,3 тыс. чел.), Ненецкий (44,9 тыс.), Чукотский (73,8 тыс.) и Агинский Бурятский (79,6 тыс. жителей-)Менее полумиллиона человек проживает также в республиках Адыгея, Алтай, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Тыва, автономных округах Коми-Пермяцком и Усть-ордынском Бурятском, областях Камчатской, Магаданской и Еврейской автономной области. Уже по перечню видно, что малонаселенными являются в основном автономии по национальному признаку. В сумме 17 малонаселенных регионов концентрируют около 2% населения страны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Виды федерации. Федеративное устройство России
Видом федерации следует признать сложившиеся в государственной практике различных стран модели федерации, различающиеся способами образования, особенностями их правового статуса, характером его закрепления в национальных конституциях и др. ...

Информационное общество: понятие и тенденции. Понятие и сущность информации
Часто понятие "информация" используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация. Очевидно, что "обиходное" употребление термина "информация” совершенно неуместно, ког ...

Социальная реклама: основные понятия. Понятие и сущность социальной рекламы
Общественная (социальная) реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляютс ...