Ресоциализация лиц, готовящихся к освобождению из исправительного учреждения
Страница 2

Наше государство хорошо научилось наказывать за преступления, мстить за них. Ему еще предстоит научиться поддерживать оступившихся, ущербных, деградирующих, девиантных, давать им жизненный шанс и создавать условия для возвращения к себе-другому. Бывшие заключенные не должны быть изгоями общества, а тюрьма - единственным для них приютом.

Социальная ресоциализация осужденных должна иметь не только морально-психологическую, но и юридическую основу: Закон о социальной адаптации бывших осужденных; ответственность местных органов власти; правовые трап тип на сохранение жилья, на трудовое и бытовое устройство после освобождения.

Социально-психологическая

ресоциализация не

только связана с преодолением социальной дискриминации, репрессий семьи, производственных коллективов бывших осужденных, но и изменением их представлении о самом себе - Я-конценции, ценностных ориентации и социальных установок. Следствием таких личностных преобразовании могла бы стать работа по самоизменению.

Этот вид ресоциализации осуществляется в исправительных учреждениях и за их пределами. Он осуществляется заместителем начальника по воспитательной работе, старшим инспектором по трудовому и бытовому устройству, воспитателями и начальниками отрядов во взаимодействии с районными (городскими) органами внутренних дел, участковыми уполномоченными, отделами социальной защиты населения, общественными наблюдательными советами. Она может стать более целенаправленной и эффективной при наличии четкого государственного механизма постпенитенциарной опеки. Участвуя в этом виде работы, психолог может влиять психологическими средствами на семью осужденного, его родственников, гуманизировать в рамках режима отношения к заключенным со стороны сотрудников ИУ, обеспечивающих диалог с осужденными. Он может осуществлять психологическую подготовку осужденных к вероятным конфликтным ситуациям после выхода на свободу.

Ресоциализация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной педагогики. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении человека, отвечающее нормам социального поведения, адекватное требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни. В этом плане ресоциализацию часто называют перевоспитанием [37, с.62].

Попадая в ИУ, почти каждый осужденный планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями ИУ, психологами стоит гораздо более сложная задача: планирование нового человека, основанное на способности проектировать личность - видеть в каждом осужденном нового человека и добиваться, чтобы он сам стремился к перестройке собственной личности.

Факторами перевоспитания являются: личность воспитателя, воспитательно-профилактические методы, труд и его характер, личность осужденного с ею увлечениями, привязанностью к близким, стремлениями к образованию, получению профессии. Именно эти факторы приводят к реконструкции личности осужденного.

Психологическая ресоциализация может рассматриваться как психологическое сопровождение перестройки личности осужденного в процессе исполнения наказания. Она включает психопрофилактику, психокоррекцию, психологическую поддержку и психотерапию в кризисных и критических ситуациях и базируется на психологической диагностике. Результатом психологической ресоциализации осужденных, с одной стороны, являются осознание вины, покаяние, очищение, а с другой - выработка социального иммунитета, толерантности личности к асоциальным воздействиям. Подобные результаты возможны, если психологическая установка осужденного на новый образ жизни подкрепляется комплексом социальных условий для ее реализации. В противном случае мы часто получаем рецидивы преступного поведения.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Методы борьбы с бедностью.
Многие страны, прежде всего скандинав­ские, ведут эффективную борьбу с бедно­стью. Для борьбы с бедно­стью у молодых, хотя она и является вре­менным явлением, во многих странах суще­ствуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семь ...

Заключение.
Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня. Анализ показал, что понятие «качество жизни» является комплексной производной от исторических, географических, экономических, социал ...

Развитие процессов информатизации в секторе реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики
Основной задачей данного направления является повышение эффективности функционирования экономики за счет активизации внедрения и распространения информационных и телекоммуникационных технологий в целях создания условий для ускоренного разв ...