Программа жилищных субсидий как целевая государственная программа по преодолению уравнительного подхода к социальной защите населения. Программа жилищных субсидий как составная часть жилищно-коммун
Страница 1

Информация » Роль и значение субсидии на оплату жилищно-коммунальных » Программа жилищных субсидий как целевая государственная программа по преодолению уравнительного подхода к социальной защите населения. Программа жилищных субсидий как составная часть жилищно-коммун

Процесс, который мы привыкли называть жилищно-коммунальной реформой, происходит с нами уже более десяти лет. Мы можем принимать его как данность, можем в чем-то не соглашаться, ясно одно — это комплекс актуальных и необходимых мероприятий по изменению существующей сейчас ситуации, по созданию цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, проводившаяся в нашей стране в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», предусматривала поэтапное повышение жилищных платежей до уровня, обеспечивающего полное возмещение расходов на эксплуатацию жилого фонда. Уже на сегодняшний день размер оплаты жилищно-коммунальных услуг достиг существенных для многих семей размеров.[3]

Если обратиться к истории реформы жилищно-коммунального хозяйства, возможно, удастся лучше понять сложившуюся ситуацию. За десять лет в России была создана нормативная правовая база, регулирующая проведение реформы. Одним из первых нормативных актов стал Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», в котором впервые была представлена концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства.[4]

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, одобренная Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года № 425, определила комплекс мер, направленных на переход жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования путем ликвидации перекрестного субсидирования, поэтапного повышения платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при обеспечении мер по снижению издержек предприятий этого сектора экономики и социальной защите малоимущих категорий населения.[5]

Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно было осуществлять многие задачи. Главная причина, которая действовала постоянно – недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая с нанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжким бременем на бюджет.

Введенный еще в 1928 году термин «квартирная плата» изначально включал в себя плату за пользование жилым помещением и расходы на техническое обслуживание мест общего пользования, придомовой территории, за эксплуатацию инженерных систем здания, на содержание аппарата жилищно-эксплуатационных организаций и тому подобное. В условиях практически единой (государственной) собственности на жилье это существенного значения не имело.

Практически все расходы покрывались из бюджета. Платежи населения обеспечивали менее 0,5% от реальных затрат на содержание и ремонт жилья и около 2% — на коммунальные услуги. Переход от административных к экономическим методам управления в жилищно-коммунальной сфере (основное условие жилищно-коммунальной реформы) существенно изменил структуру платежей населения, включив в нее ранее не учитываемые затраты на капитальный ремонт жилищного фонда, а также затраты на восстановление жилья — инвестиционные составляющие, которые ранее практически полностью финансировались из бюджета. Это предопределило замену термина «квартирная плата» термином «оплата жилья», который включает как затраты на ремонт, содержание дома и придомовой территории, так и другие упомянутые выше затраты применительно ко всем видам жилищного фонда. Эти факты позволяют понять, почему формируется нежелание платить за услуги соответственно их реальной стоимости. За годы советской власти население привыкло оплачивать меньшую часть коммунальных услуг, довольствуясь каким-никаким обслуживанием. Что же имеется сегодня? Многие годы в жилом секторе не проводились планово-предупредительные ремонты. На первый план вышла опасность ветшания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Если такая тенденция будет развиваться, то может наступить время коммунальных катастроф. Резкое сокращение объемов капитального ремонта приводит к ухудшению состояния жилищного фонда и повышению аварийности. Последствия недофинансирования отражаются также и на подрядчиках, что выражается в:

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Экономические аспекты
Экономические аспекты необходимости преодоления депопуляции обусловлены, прежде всего, потребностью России в трудоспособном населении. При дальнейшем нарастании негативных тенденций в рождаемости и смертности, численность экономически акти ...

Очень часто
Часто Иногда Вообще не было таких случаев Попадают в наркотическую зависимость - - 4(20%) 16(80%) Попадают в алкогольную зависимость - 20(100%) - - Попадают под влияние преступных группировок, втягиваются в противоправную деятельность - 5( ...

Совершенствование системы информационной безопасности Республики с учетом Концепции национальной безопасности
В настоящее время остро назрела необходимость совершенствования функционирования Государственной системы защиты информации. Созданные в последние годы организационные структуры, принятые национальные законодательные акты, действующая норма ...