Культура как фактор социальных изменений
Страница 4

Информация » Развитие социологии » Культура как фактор социальных изменений

Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. Традиции, – укоренившиеся в характере данного народа способы относиться к чему-либо, думать о чем-то или делать что-то определенным образом. Это механизм и процесс передачи из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры. Они могут быть универсальными и локальными.

Традиция гостеприимства существует у многих народов, а церемония чаепития - только у японцев. В первом случае они считаются культурными универсалиями, во втором – культурным своеобразием. Традиции буквально пронизывают всю жизнедеятельность общества.

Они встречаются, чуть – ли не на каждом шагу, но о большинстве из них мы просто не задумываемся. Традиции существуют по долгу, может быть, тысячи и сотни лет, и передаются из поколения в поколение. Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт.

На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традицией и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. Институт – перезревшая традиция, массовая привычка что-либо делать определенным образом, уже не помещающаяся в рамки традиций. В социологии традицию понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом. Что-либо узаконивать, делать оправданным – еще одно функция традиции.

В зависимости от того, кто создает культуру каков ее уровень, социологи различают три формы – элитарную, народную и массовую, и две разновидности; субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, например живопись Пикассо трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры ''искусство для искусства''.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Фольклор – еще одно название народного творчества. Фольклор связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Время ее появления – середина 20 века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Она обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. У нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – ее разновидность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Типология молодежных субкультур
Выделяют два вида молодежных субкультур: - ингруппы; - аутгруппы. Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения ...

Юные натуралисты и экологи
Любителям и защитникам природы, а так же туристам и путешественникам будет интересно этно-экологическое движение «В мире фантазий». Движение занимается охраной окружающей среды, и различными проектами, связанными с озером Байкал. Доброволь ...

Вторая типичная ситуация. Все произошло внезапно, случайно.
«Внезапных, случайных руководителей» довольно много. Узнав об этом, кое-кто сразу же начинает говорить о бессистемности при подборе кадров, недостатков в кадровом корпусе. Доля правды в этом есть. Принято считать, что система подбора кадро ...