Основы знаний об обществе
Страница 11

Информация » Основы знаний об обществе

В философских науках сформировалось отдельное направление - философия техники, - представители которого пытались определить истинное место техники в обществе, перспективы развития и последствия технического прогресса для человеческой цивилизации. Многие ученые критиковали технократические идеи Гэлбрейта и его сторонников, обращая внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Они указывали также на то, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества как духовная культура, не учитывают воздействие на человека и социальную среду биологических, природных факторов.

Ценностный подход.

Постепенно историческая реальность подтвердила тот факт, что в основе развития общества может быть не только технический прогресс, но и духовное развитие, культура. Общества, основанные на приоритете духовных ценностей, отстают в техническом развитии, но достигли больших успехов в культуре, философии, искусстве. Однако, общая тенденция такова, что все больше обществ стремиться идти по пути технического, а не духовного прогресса. Этот факт побудил ученых обратить внимание на такое понятие духовной культуры, как ценность.

М. Вебер, который ввел в научную проблематику понятие "ценность", определял ее как осознанный интерес человека либо всего общества. Попадая в поле зрения человека любой предмет может оцениваться с точки зрения его полезности, добра и зла, красоты и безобразия. Что является добром и злом, красивым или безобразным, полезным и бесполезным, определяется интересом конкретной исторической эпохи. При изменении исторической действительности изменяются и ценности общества. Макс Вебер прослеживал связь между потребностями общества и господствующими в нем ценностями. В своем труде "Протестантская этика и дух капитализма" он исследовал влияние ценностей протестантизма на становление индустриального общества. Лучшим выражением "духа капитализма", по мнению автора, могут служить высказывания Б. Франклина: "Помни, что время - деньги", "Деньги по своей природе плодоносны и способны порождать новые деньги", "Тому, кто точно платит, открыт кошелек других". Идеал раннего капитализма - кредитоспособный, предприимчивый человек, долг которого - стремиться к умножению своего капитала. На формирование таких моральных норм оказывала влияние этика протестантизма - религии, которая в отличие от католицизма считала богатство и предприимчивость не грехом, а добродетелью, угодной Богу. Так, продолжая мысль Вебера, следуя его логике, можно сделать вывод о том, что в современном обществе главными ценностями являются технический прогресс, профессионализм, карьера. Именно поэтому критерием общественного развития является техника.

Другие философы (Г. Риккерт, П. Сорокин) считали, что ценности - это "надысторическое" понятие, вечные и универсальные принципы существования общества. Русский социолог Питирим Сорокин считал, что существуют три основных ценности:

Ценность познания - Истина,

Ценность эстетического удовлетворения - Красота,

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Похожие статьи:

Областной социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних
За годы деятельности ОГУ «Радуга» социально – реабилитационную помощь в учреждении получили около пяти тысяч несовершеннолетних. Основные направления деятельности: · обеспечение оперативного решения вопросов по временному устройству несове ...

Представленность мужчин и женщин в органах государственной власти Российской Федерации
После IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в 1995 году в Пекине, Россия взяла на себя обязательства по расширению участия женщин на уровне принятия решения, и в 1996 году был издан Указ Президента Российской Федер ...

Реформирование российской системы пенсионного обеспечения
Сегодня в обществе активно обсуждается будущее пенсионной системы России. Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения ...