Основы знаний об обществе
Страница 9

Информация » Основы знаний об обществе

Новый взгляд на окружающий мир нашел свое отражение и в представлениях об обществе, его развитии и существовании. В эпоху Просвещения появляется множество различных социальных концепций, зачастую диаметрально противоположных по своему содержанию, подходу, взглядам на проблемы развития общества, государства, существования власти. Проблему общества и государства стали выводить не из теологии, а из естественных законов развития человека и природы. Центром социальных теорий было государство, централизованное под единой властью и освобожденное от диктата церкви.

Теория государственного абсолютизма Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469-1527г. г) занимал важную политическую должность во Флоренции, входил в Совет доджей Флорентийской республики. Затем, после ее падения в 1512г. был выслан в изгнание, где и написал свои политические трактаты.

Свои взгляды на государство и власть Макиавелли изложил в трактате "Государь".

Тот, кто встал на пути у судьбы, считал Макиавелли, должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не должен быть связан никакими принципами, моральными нормами или собственным словом. Правитель должен опираться только на факты, быть жестоким, хитрым, беспощадным. Политик должен руководствоваться принципом "цель оправдывает средства". Позже в политике и политической философии возник специальный термин - макиавеллизм, означающий бесконтрольное использование власти, не подчиненной никаким моральным критериям.

Теория естественного права Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679г. г) был видным представителем английской философской мысли. Гоббс является современником английской буржуазной революции, что отразилось на его политико-философских взглядах. Наиболее известный его труд - "Левиафан" - был публично сожжен в Оксфорде в 1682 году.

Гоббс первым из мыслителей Нового времени разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Исходной точкой его рассуждений является "естественное состояние людей". Природу человека Гоббс не идеализировал. Он считал основным качеством человека не стремление к общению, взаимопомощь, солидарность и кооперацию, а эгоистическое стремление к индивидуализму, богатству и власти. Эта "природность" была присуща человеку в его догосударственном состоянии, в котором проявлялись две крайности - стремление к равенству и вражда. Во всеобщем равенстве, считает философ, заложена опасность раздора, ибо для всех не хватает тех благ, на которые люди могут претендовать, поэтому в свободном обществе, где нет верховной власти государства, права человека неизбежно ущемляются, в силу чего и возникают постоянные конфликты между людьми. Если общество будет долго находиться в таком состоянии, то оно вынуждено будет просто погибнуть. Страх смерти и желание мира необходимо ведут людей к ограничению своих прав в пользу общего закона и верховной власти. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его абсолютная свобода должна быть ограничена, нормирована, упорядочена.

Выход из этого Гоббс видит в образовании общества. Общество может основываться на согласии интересов. Люди могут договориться о таком согласии, но оно будет искусственно, а значит недолгим. Поэтому необходимо, чтобы "кроме договора о согласии было что-то еще, что это согласие упрочило. Этим является общественная власть, которая будет держать людей в узде и направлять действия людей к общему благу". Государственная власть переводит общество в новое качественное состояние. Передав власть государству, люди должны мириться со своей несвободой, которая компенсирует им опасность погибнуть в бесплодной борьбе за свои личные интересы.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Похожие статьи:

Социальная реклама и некоммерческие организации
Некоммерческие организации (НКО) сильны поддержкой общественности и потому для них жизненно важно постоянно знакомить людей со своей деятельностью. Иными словами, они кровно нуждаются в рекламе. Социальная реклама помогает благотворительны ...

Динамика и функции социального конфликта
Рассуждения о причинах возникновения, типах конфликта и основных способах его разрешения не могут быть полными, если обойти стороной динамику и функции данного социально-философского феномена. Логика исторического развития свидетельствует: ...

Детская программа
Значительное внимание в деятельности РПЦ уделяется и детским программам. В связи с этим следует упомянуть деятельность школы-приюта во имя преподобного Сергия Радонежского в Медведкове. В школе, где проживают, учатся и получают воспитание ...