Наркотическая зависимость.
Страница 3

Информация » Наркомания - социальная проблема » Наркотическая зависимость.

Однако, несмотря на отсутствие реальных физио­логических изменений, первая проба имеет огром­ное психологическое значение. Дело в том, что в со­знании подростка снимается своего рода защитный психологический барьер, табу, до определенного вре­мени запрещавшее одурманивание.

На этом этапе может сформироваться представ­ление о безопасности наркотизации. Действительно, используя первый раз одурманивающее вещество, подросток втайне ожидает испытать что-то необык­новенное (ведь недаром, думает он, об этом так мно­го говорят, не зря запрещают). Однако действитель­ность, как правило, разочаровывает. Это может снять всякий интерес к одурманиванию в дальнейшем, а может и стать причиной дальнейших проб наркоти­ческих и других одурманивающих веществ. Первый этап является и своего рода школой по освоению

«технологии одурманивания»: ведь тут молодой человек уже на практике осваивает приемы исполь­зования конкретного препарата.

Главная задача взрослого на этом этапе - свое­временно выявить факт знакомства с наркотиче­ским веществом и предотвратить развитие даль­неишего наркогенного заражения.

Второй этап. Для этого этапа характерно первое прочувствование эйфорического эффекта. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются иными - стремлением вновь и вновь переживать кайф. Надо сказать, что именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и зна­чительные. Подросток может долго и с наслаждени­ем описывать то, что он испытывал: «смотрел муль­тики», «летал», «парил» и т. д.). За счет чего возникает эйфория?

Дело в том, что наркотические вещества ослаб­ляют сигналы-импульсы, идущие от внутренних ор­ганов. В норме эти сигналы мы не осознаем, они воспринимаются подкорковыми структурами мозга, однако именно они и создают у нас ощущение «зем­ного притяжения». При использовании одурманива­ющих веществ «земное притяжение» на время от­ступает, возникает ощущение «полета в облаках». Вот как рассказывает об этом одна из поклонниц дурмана: «Вот я лежу в белоснежном облаке на вер­шине высокой горы. Слева и справа пропасть, мне хорошо, ни до кого нет дела. Перед глазами проле­тают громадные яркие бабочки, где-то журчит ру­чей. Мое тело невесомо, я как будто парю вместе с облаками, я самая красивая, самая счастливая, са­мая добрая .»

Безусловно, опыт эйфорических ощущений затра­гивает и волевую, нравственную сферу несовершен­нолетнего. Он может знать об опасности наркотиза­ции, На словах понимать степень риска, которому себя подвергает, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию ему становится все сложнее. При­чину происходящего мы обсуждали выше.

Значение этого этапа заключается в следующем. У молодого человека в полной мере формируется представление о «положительной» стороне наркоти­зации, возможности при помощи наркотических ве­ществ получать «бесплатное удовольствие». Дейст­вительно, несмотря на все предостережения, никаких реальных негативных последствий знакомства с нар­котиками подросток не ощущает (они возникнут поз­же) ,поэтому несовершеннолетний перестает верить и доверять взрослым, говорящим об опасности одур­манивания. Школьники неохотно идут на обсужде­ние этой темы, поскольку считают учителей и ро­дителей некомпетентными (ведь взрослые, не имеющие опыта применения наркотиков, по мне­нию молодых людей, говорят о том, о чем не име­ют никакого понятия).

На этом этапе может происходить постепенное изменение круга общения подростка.

О

прежних приятелях oн может отзываться весьма снисходи­тельно, новый опыт дает ему основание считать себя более взрослым. Появляются новые знакомые, ­те, с кем молодой человек использует наркотическое вещество, те, кто помогает достать препарат.

В ходе второго этапа происходит закрепление при­емов использования наркотика, приобретенных при первых пробах, а также освоение новых вариантов наркотизации. Несовершеннолетний начинает экс­периментировать с различными веществами, оцени­вая вызываемые ощущения, выбирая наиболее при­влекательные для себя.

На этом этапе молодой человек нуждается в систематической психолого-педагогической коррек­ционной работе (тренинги, ролевые игры и т. д.), а также специальном антинаркогенном контроле, препятствующем дальнейшему использованию нар­котика.

Третий этап. Ключевое событие этого этапа за­ключается в появлении у подростка симптомов пси­хической зависимости. В момент отсутствия одур­манивающего вещества он начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности т. п. Это результат устойчивого изменения в дея­тельности системы подкрепления, вызванного ис­пользованием наркотика. Нередко потребность в наркотиках определяют как мнимую. Действитель­но, может ли человек испытывать потребность в том, что разрушает его? Оказывается, да, ведь по силе влияния на организм наркотическая потребность не просто сравнима с основными естественными потребностями человека в еде, питье, защите, но нередко превышает их. Человек забывает о чувстве голода, страха ради того, чтобы найти наркотик.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Рекомендации по разработке мер для решения проблем ресоциализации осужденных, готовящихся к освобождению
Существующая система правового регулирования и сложившаяся практика социальной адаптации лиц, отбывающих наказании в виде лишения свободы, не обеспечивают в полной мере реализацию их прав и законных интересов. К тому же проблема социальной ...

Японский национальный характер
Мы все больше и больше стали интересоваться другими странами, другими народами, их историей и культурой. Поиски в этом направлении привели к открытию того, что другие народы обладают ничуть не меньшим своеобразием, чем мы. В конечном итоге ...

Применение прикладной социологии. Прикладная социология и менеджмент
При­кладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это п ...