Качество жизни в России и пути его улучшения. Тенденции в социально – экономическом развитии России.
Страница 2

Информация » Уровень и качество жизни населения » Качество жизни в России и пути его улучшения. Тенденции в социально – экономическом развитии России.

Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения снизилось до 13,8 в2001 году и 2000 году против 14 раз в 1999 году. Дифференциация доходов по уровню доходов по – прежнему остаётся высокой.

Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что помимо социальной бедности с традиционными категориями населения – многодетными семьями, неполными семьями, неполными семьями с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами – является высокой экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из – за низкого уровня доходов населения.

Наиболее распространенной формой адресной социальной поддержки населения являются пособия семьям, имеющим детей. С августа 1999 года выплата ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», производится адресно, то есть указанное пособие предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В 2001 году текущие выплаты осуществлены в полном объёме. В результате у регионов появилось больше возможностей для погашения накопившейся в предыдущие годы задолженности по выплате пособий.

По данным Минфина России, на 1 января 2002 года в целом по России задолженность по пособиям на детей имеется в 50 субъектах Российской Федерации, но общий объём её сократился до 17,7 млрд. рублей против 23,9 млрд. рублей на начало года.

Состояние социально-культурной сферы в 1998 году характеризовалось как не удовлетворительное из-за сложившегося ряда проблем

-Существующего разрыва между обязательствами государства и реальными финансовыми возможностями их обеспечения;

-Низким уровнем заработной платы для работников социальных отраслей;

-Износа материально-технической базы учреждений социальной сферы и несоответствия оказываемых услуг потребностям населения;

-Недостаточность отработки механизмов привлечения внебюджетных источников на содержание учреждений социальной сферы.

Решение проблем сферы социальных услуг осуществлялось в рамках реализации мероприятий ряда социальных отраслевых федеральных целевых программ.

Начиная с 2000 года, наметился рост объёмов государственных капитальных вложений по отраслям социально-культурной сферы.

Объёмы государственных капитальных вложений, предусмотренные в федеральном бюджете только в 2001 году, позволили достичь уровня 1998 года.

К числу позитивных тенденций развития сферы социальных услуг в 1999-2001 годах можно отнести следующие:

-Обновление материально-технической базы учреждений социальной сферы за счёт увеличения расходов бюджетных уровней на социально-культурную сферу;

-Развитие частных коммерческих и некоммерческих образовательных, медицинских и санитарно-курортных организаций, организаций культуры, ,физической культуры и спорта;

-В здравоохранении осуществлялись меры по внедрению территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Наряду с достигнутыми позитивными результатами сохранились и негативные тенденции:

-Недостаточные темпы реструктуризации учреждений социальной сферы;

-Низкое качество социальных услуг, оказываемых населению на бесплатной основе;

-Неконтролируемое замещение бесплатных социальных услуг платными;

-Возрастание регионального и социального неравенства в обеспечении населения услугами образования, здравоохранения и культуры.

Крайне негативное влияние на область образования оказал финансовый кризис 1998 года. В результате этого ухудшилось состояние материально-технической базы, не проводилось обновление парка учебно-лабораторного оборудования, не пополнялись фонды библиотек образовательных учреждений.

В силу демографических причин в 2001 году по сравнению с 1999 годом сократился контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 9%, численность обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования увеличилась на 60 тыс. человек по сравнению с 1999 годом, численность студентов в учреждениях высшего профессионального образования всех форм собственности возросла к 2001 году на 5,6% по сравнению с 1999 годом. В 2001 году количество общеобразовательных учреждений сократилось по сравнению с 2000 годом на 0,4% и составило 65665 школ, в которых обучается 19,19 млн. детей, что на 3,3% меньше числа обучающихся в прошлом году.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии
Ориентация ресурсоограниченных стран с высоким научно-техническим потенциалом, к которым принадлежит и Республика Беларусь, направлена на экспорт современных технологий, в том числе и ИКТ, что создает необходимые предпосылки для их ускорен ...

Социализация личности подростка. Сущность процесса социализации
Социологи утверждают, что представление об особой возрастной группе, называемой «подростковой», является продуктом культуры конца XIX века. Однако историки считают, что существование определённых молодёжных групп можно проследить, по крайн ...

"Отказничество" - острая социальная проблема сегодняшнего дня
В последние годы проблема сиротства в России стала чрезвычайно актуальной. Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около восьмисот тысяч детей - сирот и детей, оставшихся без попеч ...