Социально-психологические причины наркотизма

Информация » Наркотизм как социальная проблема » Социально-психологические причины наркотизма

Распространение наркотизма как социального феномена, состоящего в массовом немедицинском потреблении наркотиков, несет в себе угрозы уголовного преследования и стигматизации молодых людей, разрушение их духовного и физического здоровья. Носителями проблемы являются не только больные наркоманией, но и те, кто имеет опыт разовых, эпизодических проб наркотиков и психотропных веществ. По словам Ю.Ю. Комлева «было бы большим упрощением считать, что массовое наркопотребление обусловлено только заболеванием, а индивидуальный наркотический опыт неизбежно ведет к наркомании. В большинстве своем наркопотребители не идут дальше разовых или эпизодических экспериментов с наркотиками и со временем самостоятельно или под влиянием внешних обстоятельств отказываются от них. Однако эта латентная часть молодежи, включенной в наркотизацию, фактически остается вне сферы внимания и общесоциальной превенции со стороны институтов социализации и социального контроля»[5]. Широко распространенные правоприменительная и медицинская практики обычно направлены против наркомании, а не наркотизма. Общество информируется об угрозе героиновой экспансии, хотя для молодежи реальна, как правило, каннабиноидная экспансия, открывающая многим молодым людям дорогу к сильным наркотикам, хроническому заболеванию, депривации и преступности. В итоге за счет увеличения числа молодых дегустаторов с опытом периодических наркопроб расширяется социальная база наркотизма и наркомании, придавая проблеме эпидемиологическую окраску.

Опросы тех, кто имеет опыт наркотических проб, свидетельствуют, что распространение наркотиков в молодежной среде определяется фактически постоянным набором собственно социальных и психологических факторов:[6]

1. Фактор улицы.

Вовлечение в наркопотребление происходит чаще всего в ходе социальных контактов, которые молодые люди находят в неформальной среде «друзей, уличного окружения». Такого мнения придерживается 36% участников опроса, имеющих опыт наркопотребления. Уличная среда оказывает наиболее сильное воздействие на решение подростков принимать наркотики. Этот факт доказывает необходимость организации досуга несовершеннолетних, усиления влияния семьи и других институтов неформального социального контроля по нейтрализации этой детерминанты.

2. Фактор интереса.

Мотивация наркопотребления в молодежной среде все еще в значительной мере определяется «интересом к необычным и острым ощущениям», которые вызывает употребление наркотика. Такого мнения в целом придерживается 27% опрошенных молодых людей, имеющих наркотический опыт.

3. Гедонистический фактор.

Ранг значимости этого фактора несколько снизился. 15% опрошенных рассматривают «удовольствие, кайф, эйфорию, которые нельзя получить другими способами» от наркотиков, как побудительный мотив к наркопотреблению. Страсть к наслаждениям естественна в молодом возрасте, но ее чрезмерная стимуляция, особенно на подсознательном уровне, с помощью СМИ постепенно вытесняет другие цели и ценности человеческой активности. Телевидение и пресса, многократно рекламируя тот или иной товар, услугу или образ жизни, призывают потребителей получать удовольствие во всем, «здесь и сейчас». Пропаганда гедонизма может косвенно спровоцировать эксперименты молодежи с наркотиками.

4. Фактор легкомыслия.

Наркотический дебют нередко вызывает легкомыслие. На легкомысленность по отношению к практике наркотических проб в качестве основной детерминанты указали 11% опрошенных. Эти значения убедительно указывают на необходимость информационно-разъяснительной, просветительной и, особенно, воспитательной работы в семье, школе, среднем специальном или высшем учебном заведении, в трудовом коллективе.

5. Фактор доступности.

О том, что доступность наркотиков является фактором приобщения к ним, заявляет каждый десятый опрошенный. Наличие рынка наркотиков, их предложения, несомненно, продиктовано спросом. Спрос на наркотики в среде случайных дегустаторов формируется в значительной мере в ценностно-символической сфере, в среде наркоманов – продиктован зависимостью. В этом плане велико значение репрессивно-ограничительных мер, обращенных против организаторов незаконного наркооборота. Опросы показывают, что среди тех, кто имеет опыт наркопотребления, 60% респондентов считают, что наркотики «очень легко» или «легко достать». Несмотря на большую работу правоохранительных органов по изъятию наркотиков, на рынке их меньше не стало.

6. Фактор моды.

В определенных кругах молодежной среды употребление наркотиков, особенно элитных («экстази», кокаин) является модным. Так, о том, что «мода на употребление наркотиков» является внешним фактором, влияющим на наркопотребление, заявляют 11% опрошенных. Чтобы мода на наркотики быстрее ушла в прошлое, также необходимы немалые информационно-психологические, разъяснительные и воспитательные усилия.

7. Фактор самоутверждения.

«Желание испытать себя», не взирая на риск, для 11% опрошенных также выступает значимым мотивом наркопотребления. В основе своей он имеет ценностно-символическую природу, что требует активизации и дифференциации мер информационно-воспитательного воздействия, а также пропаганды альтернативных механизмов для канализации энергии самоутверждения молодых людей (спорт, активный досуг, профессиональная деятельность). Эйфоризирующий эффект является важной причиной, привлекающей человека к наркотикам, способствует стихийному росту наркотизма и вызывающему серьезные негативные последствия. Характер и сила эйфории находятся в прямой зависимости от вида наркотического вещества, дозы, продолжительности приема, психических особенностей личности, ее психологического отношения к наркотику и т.п. «Субъективная установка – отношение к наркотику и его действию – воспитывается в социальной среде. В этой связи можно говорить, что характер эйфории определяется факторами культурно-социальными»[7]. Говоря о том, что привлекает определенную категорию людей к наркотикам, следует наряду с желанием испытать чувство эйфории назвать еще одно свойство наркотических веществ – уводить человека от реальной действительности, отключать от бытовых проблем, от всех неприятностей и невзгод. Такой феномен можно назвать «эффектом отчуждения». Душевная травма, трагическая жизненная ситуация, так же как ощущение болезненной внутренней дисгармонии, обостренного комплекса неполноценности, разлад с самим собой и с окружающим миром, с желанием и умением, стремлением и достижением, честолюбивыми мечтами и реальными способностями, сознание тупика, безысходности положения – все это может толкнуть человека к употреблению наркотиков. Именно «эффект отчуждения» часто становится первопричиной возникновения наркотической зависимости. Вместе с тем, часть юношей и девушек объясняют причину своего пристрастия к наркотикам желанием отгородиться от фальши, лицемерия, лжи, отстраниться от фактов социальной несправедливости, унылой духовной жизни Таким образом, для современного развития наркотизма важную роль играют свойства наркотиков вызывать эйфорию, а также уводить от действительности, от ее реальных трудностей и проблем.


Похожие статьи:

Компьютеризация современного общества
Процесс развития информационного общества начинается с его компьютеризации. Компьютеризация (Computerization) - процесс внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческ ...

История социальной политики в сфере помощи малообеспеченных слоев населения
Социальная защита населения как отрасль имеет крепкие корни и традиции. История ее развития насчитывает более 300 лет. Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные формы благотворительности, главным образом раздача одежды и пищи ...

Показатели качества жизни.
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной ...