Социально-психологические причины наркотизма
Распространение наркотизма как социального феномена, состоящего в массовом немедицинском потреблении наркотиков, несет в себе угрозы уголовного преследования и стигматизации молодых людей, разрушение их духовного и физического здоровья. Носителями проблемы являются не только больные наркоманией, но и те, кто имеет опыт разовых, эпизодических проб наркотиков и психотропных веществ. По словам Ю.Ю. Комлева «было бы большим упрощением считать, что массовое наркопотребление обусловлено только заболеванием, а индивидуальный наркотический опыт неизбежно ведет к наркомании. В большинстве своем наркопотребители не идут дальше разовых или эпизодических экспериментов с наркотиками и со временем самостоятельно или под влиянием внешних обстоятельств отказываются от них. Однако эта латентная часть молодежи, включенной в наркотизацию, фактически остается вне сферы внимания и общесоциальной превенции со стороны институтов социализации и социального контроля»[5]. Широко распространенные правоприменительная и медицинская практики обычно направлены против наркомании, а не наркотизма. Общество информируется об угрозе героиновой экспансии, хотя для молодежи реальна, как правило, каннабиноидная экспансия, открывающая многим молодым людям дорогу к сильным наркотикам, хроническому заболеванию, депривации и преступности. В итоге за счет увеличения числа молодых дегустаторов с опытом периодических наркопроб расширяется социальная база наркотизма и наркомании, придавая проблеме эпидемиологическую окраску.
Опросы тех, кто имеет опыт наркотических проб, свидетельствуют, что распространение наркотиков в молодежной среде определяется фактически постоянным набором собственно социальных и психологических факторов:[6]
1. Фактор улицы.
Вовлечение в наркопотребление происходит чаще всего в ходе социальных контактов, которые молодые люди находят в неформальной среде «друзей, уличного окружения». Такого мнения придерживается 36% участников опроса, имеющих опыт наркопотребления. Уличная среда оказывает наиболее сильное воздействие на решение подростков принимать наркотики. Этот факт доказывает необходимость организации досуга несовершеннолетних, усиления влияния семьи и других институтов неформального социального контроля по нейтрализации этой детерминанты.
2. Фактор интереса.
Мотивация наркопотребления в молодежной среде все еще в значительной мере определяется «интересом к необычным и острым ощущениям», которые вызывает употребление наркотика. Такого мнения в целом придерживается 27% опрошенных молодых людей, имеющих наркотический опыт.
3. Гедонистический фактор.
Ранг значимости этого фактора несколько снизился. 15% опрошенных рассматривают «удовольствие, кайф, эйфорию, которые нельзя получить другими способами» от наркотиков, как побудительный мотив к наркопотреблению. Страсть к наслаждениям естественна в молодом возрасте, но ее чрезмерная стимуляция, особенно на подсознательном уровне, с помощью СМИ постепенно вытесняет другие цели и ценности человеческой активности. Телевидение и пресса, многократно рекламируя тот или иной товар, услугу или образ жизни, призывают потребителей получать удовольствие во всем, «здесь и сейчас». Пропаганда гедонизма может косвенно спровоцировать эксперименты молодежи с наркотиками.
4. Фактор легкомыслия.
Наркотический дебют нередко вызывает легкомыслие. На легкомысленность по отношению к практике наркотических проб в качестве основной детерминанты указали 11% опрошенных. Эти значения убедительно указывают на необходимость информационно-разъяснительной, просветительной и, особенно, воспитательной работы в семье, школе, среднем специальном или высшем учебном заведении, в трудовом коллективе.
5. Фактор доступности.
О том, что доступность наркотиков является фактором приобщения к ним, заявляет каждый десятый опрошенный. Наличие рынка наркотиков, их предложения, несомненно, продиктовано спросом. Спрос на наркотики в среде случайных дегустаторов формируется в значительной мере в ценностно-символической сфере, в среде наркоманов – продиктован зависимостью. В этом плане велико значение репрессивно-ограничительных мер, обращенных против организаторов незаконного наркооборота. Опросы показывают, что среди тех, кто имеет опыт наркопотребления, 60% респондентов считают, что наркотики «очень легко» или «легко достать». Несмотря на большую работу правоохранительных органов по изъятию наркотиков, на рынке их меньше не стало.
6. Фактор моды.
В определенных кругах молодежной среды употребление наркотиков, особенно элитных («экстази», кокаин) является модным. Так, о том, что «мода на употребление наркотиков» является внешним фактором, влияющим на наркопотребление, заявляют 11% опрошенных. Чтобы мода на наркотики быстрее ушла в прошлое, также необходимы немалые информационно-психологические, разъяснительные и воспитательные усилия.
7. Фактор самоутверждения.
«Желание испытать себя», не взирая на риск, для 11% опрошенных также выступает значимым мотивом наркопотребления. В основе своей он имеет ценностно-символическую природу, что требует активизации и дифференциации мер информационно-воспитательного воздействия, а также пропаганды альтернативных механизмов для канализации энергии самоутверждения молодых людей (спорт, активный досуг, профессиональная деятельность). Эйфоризирующий эффект является важной причиной, привлекающей человека к наркотикам, способствует стихийному росту наркотизма и вызывающему серьезные негативные последствия. Характер и сила эйфории находятся в прямой зависимости от вида наркотического вещества, дозы, продолжительности приема, психических особенностей личности, ее психологического отношения к наркотику и т.п. «Субъективная установка – отношение к наркотику и его действию – воспитывается в социальной среде. В этой связи можно говорить, что характер эйфории определяется факторами культурно-социальными»[7]. Говоря о том, что привлекает определенную категорию людей к наркотикам, следует наряду с желанием испытать чувство эйфории назвать еще одно свойство наркотических веществ – уводить человека от реальной действительности, отключать от бытовых проблем, от всех неприятностей и невзгод. Такой феномен можно назвать «эффектом отчуждения». Душевная травма, трагическая жизненная ситуация, так же как ощущение болезненной внутренней дисгармонии, обостренного комплекса неполноценности, разлад с самим собой и с окружающим миром, с желанием и умением, стремлением и достижением, честолюбивыми мечтами и реальными способностями, сознание тупика, безысходности положения – все это может толкнуть человека к употреблению наркотиков. Именно «эффект отчуждения» часто становится первопричиной возникновения наркотической зависимости. Вместе с тем, часть юношей и девушек объясняют причину своего пристрастия к наркотикам желанием отгородиться от фальши, лицемерия, лжи, отстраниться от фактов социальной несправедливости, унылой духовной жизни Таким образом, для современного развития наркотизма важную роль играют свойства наркотиков вызывать эйфорию, а также уводить от действительности, от ее реальных трудностей и проблем.
Похожие статьи:
Проблема определения национального характера
Изучением национального характера и, в частности, особенностей национального восприятия окружающего мира занимается этнопсихология – раздел социальной психологии. Выделение этнопсихологии в отдельную научную дисциплину связано с именами не ...
Территориальная организация населения как наука. Территориальная
организация населения в системе наук
Территориальная организация населения - научная дисциплина, изучающая процессы по размещению и сложившиеся территориальные структуры населения С целью их оптимизации для ускорения социально – экономического развития общества. Территориальн ...
Основные тенденции развития системы государственного призрения.
Среди государственных органов призрения первой половины XIX в. Особо выделяется деятельность созданных при Екатерине II приказов общественного призрения. Приказы общественного призрения представляли собой административный орган, председате ...