Критерии бедности
Страница 1

При изучении социальной ситуации важно анализировать следующие сигнальные параметры:

· величину и структуру доходов семьи;

· величину и структуру расходов семьи;

· дифференциацию доходов и расходов;

· динамику розничных цен в целом по России, по регионам, по группам товаров и услуг;

· динамику денежных расходов, соотношение темпов их роста с темпами роста розничных цен;

· дифференциацию материального и финансового состояния семей (обеспеченности жильем, личным транспортом, бытовой техникой, сбережений);

· состояние здоровья населения;

· уровень и дифференциацию образования (общего и специального); обеспеченность работой и занятость);

· разрыв социальных связей (распад семей, вынужденная миграция, социальные девиации);

· дифференциацию населения по факторам экологического неблагополучия;

· величину и структуру использования располагаемого свободного времени.

Характеризуя названные параметры, следует выявлять симптомы проблемы бед­ности в виде отклонения конкретного параметра от установленной нормы (образца, эталона). Например, на сегодняшний день доля заработной платы в структуре денежных доходов россиян составляет около 40%, что существенно ниже, чем в развитых странах, где она составляет около 60%. Это свидетельствует о нарушении пропорций социального воспроизводства, а именно: между производством и потребле­нием, поскольку разрушается его трудовая основа. Или если в структуре расходов семьи преобладают затраты на питание, то это - показатель ее материального неблагополучия. Данные социологического исследования петербуржцев (февраль 1998 г.) показывают, что доля затрат на питание в суммарном доходе бедных семей составляет 72-73%, а по всему массиву - 66% . Это также свидетельствует о наличии проблемы бедности.

При определении границы бедности следует учитывать региональные особенности России, т.к. различия в доходах и ценах между отдельными территориями достигают 14 раз. Это приобретает не только социально-экономический, но и политический ас­пект. Каждый регион (субъект федерации) имеет свой прожиточный минимум и. со­ответственно, свою границу бедности, долю малообеспеченных групп населения.

Альтернативный путь к определению и измерению бедности основывается на ее оценках через лишения, который представляет совершенно иной инструмент измерения реальных нужд бедного населения, что позволяет не только сформулировать иные критерии отбора бедных семей, но, если нужно, определить приоритеты адресной социальной помощи. Однако возможно и совмещение методов установления бедности на основе низких доходов и испытания лишений в потреблении. При этом формулируется более мягкий критерий уровня бедности, чем каждая из оценок в отдельности. "Выделяются семьи, находящиеся в состоянии застойной бедности, когда отсутствие денег трансформировалось в проявление конкретной исключенности и преобладающих жизненных стандартов" (депривационная концепция).

Анализируя социальную ситуацию, необходимо обращать внимание на устойчивые тенденции, характеризующие нарушение пропорций социального воспроизводства, такие, как рост несоответствия между объемом и структурой общественных потреб­ностей, объемом и структурой производства жизненных благ; снижение рождаемости и увеличение смертности; неблагоприятные сдвиги в социальной структуре общества, характеризуемые повышением удельного веса нетрудоспособного населения, увели­чением доли семей, имеющих совокупный доход ниже прожиточного минимума, усилением имущественной и подоходной дифференциации; повышение интенсивности миграции, рост национально-этнических конфликтов; рост масштабов социальных девиаций.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Опыт социальной работы с малообеспеченными семьями на примере Волгоградской области. Особенности региональной социальной политики с малообеспеченными семьями
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим од ...

Организация, формы и методы социальной работы с пожилыми людьми
Социальную защиту следует рассматривать как относительно самостоятельный институт права России, включающий соответствующие общественные отношения и нормативные акты, которые регламентируют гарантии социальной защиты на основе статьи 7 Конс ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А Должностная инструкция сотрудника ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской области старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Работа старшего инспектора группы социальной защи ...