Рекомендации к выработке системы организации и построения социальных ролей в коллективе

Информация » Социальное положение и роль в группе » Рекомендации к выработке системы организации и построения социальных ролей в коллективе

Условное принятие социальных ролей - это основа ролевой игры. Несмотря на большие расхождения разных авторов в представлении о структуре ролевой игры, все сходятся на том, что принятие роли остается неизменным ее компонентом. Принятие роли занимает двойственное положение в структуре ролевой игры. С одной стороны, принятие роли зависит от достаточно сложного комплекса социально-психологических и индивидуально-психологических предпосылок; с другой, от особенностей принятия роли зависит как сам процесс ролевой игры, так и эффект игры для ее участников.

В нашем исследовании мы сравнили результаты использования трех вариантов введения в роль. Во всех случаях мы использовали сценарий игры-«цивилизации», меняя только во вводную часть. В первом случае была только устная инструкция, после которой шла обычная разминка и основная часть, целью которой было создание цивилизаций. Во втором варианте была устная инструкция, а разминка имела «легенду» и являлась частью игрового сюжета. В третьем случае введение в роль было глубоким с использованием элементов инициации.

Первый вариант самый простой, но не самый лучший. Ведущий вводит участников в роль, но пока проходит разминка, они забывают о сюжете игры и своих ролях, приходится напоминать и делать ввод в роль заново. Игра оказывается как бы разорвана на разминку и все остальное. Результатом такого разрыва становится высокое сопротивление со стороны участников.

Легендированная разминка позволяет сохранить целостность игрового сюжета. Участники достаточно хорошо входят в роль и включаются в основную работу. Кроме того, разминка стала дополнительным материалом для реконструкции цивилизаций на основном этапе. Результатом такого введения в роль стало большое количество положительных отзывов и ряд конструктивных выводов, к которым в результате игры пришли участники. Кроме того, стоит отметить, что многие из участников провели параллели между игровым сюжетом и реальными отношениями. Таким образом, можно говорить о том, что основная цель игры достигнута.

В случае с глубоким введением в роль ситуация, в которой оказывается ведущий и участники, двоякая. Одна часть участников очень хорошо входит в роль и готова продуктивно работать, а другая демонстрирует высокий уровень сопротивления, отказывается принимать активное участие в работе и стремится занять позицию наблюдателя. Во время шерринга участники, демонстрировавшие сопротивление, ограничиваются односложными ответами и ждут когда все закончится. Высказывания тех кто изначально был вовлечен в игру говорят о том, что ввод был достаточно глубоким, и в процессе игры произошла полная идентификация со своим героем. Такое введение в роль дало участником возможность полностью отрешиться от реальности. Ни один участник сюжет игры с реальными отношениями не связал.

При выборе техники введения в роль, на наш взгляд, следует руководствоваться целями конкретной игры и желаемым результатом. Обязательным должно быть наличие «легенды», все должно подчиняться единому сюжету и быть его частью, чтобы избежать разрыва игры. При использовании глубокого введения в роль следует учитывать возможные последствия, быть готовым к работе с сопротивлением и к тому, что после игры необходим шерринг, который помог бы участникам выйти из ролей, осознать полученный в игре опыт и связать сюжет игры с реальностью.

Таким образом, выше были даны рекомендации по проведению тренингов для определения социальных ролей в коллективе. Данная методика поможет максимально познакомить сотрудников, создать доверительный контакт и даже повлиять на рабочую атмосферу в целом.


Похожие статьи:

Факторы и показатели интенсивности миграции населения и трудовой мобильности
Миграция населения воздействует на социально-экономическое развитие любого общества посредством определенных функций, которые она выполняет и которые отражают ее сущность. Все эти функции различают в зависимости от степени обусловленности ...

Об информационной культуре
В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией ра ...

Ролевой конфликт
Помимо социальных конфликтов, о которых было много сказано выше, мне бы хотелось рассказать и о ролевом конфликте, который может послужить развитию личностного конфликта. Мертон дает ему следующее определение: «Ситуация, связанная с необхо ...