Государственная и социальная политика в отношении малообеспеченных семей
Страница 4

Информация » Система социальной поддержки малообеспеченных семей на примере Волгоградской области » Государственная и социальная политика в отношении малообеспеченных семей

Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования [14.256].

Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.

Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Государственная система социальной помощи посвящена проблемам, имеющим основополагающее значение для формирования научного представления о социальной помощи.

Российская модель социального государства отличается от существующих в зарубежных странах по многим параметрам из-за огромной разницы в условиях формирования социальной государственности. В стране пока нет стабильной экономики, необходимой для успешного осуществления широкомасштабной социальной политики. Поэтому в современных условиях идею социального государства можно рассматривать лишь как программную установку для перспективного развития. Она служит ориентиром для практической деятельности правительства, которому в последние годы удалось приостановить негативные тенденции в экономике.

Возрождение России возможно только путем построения социального государства, опирающегося на право, в котором торжествуют идеи равенства и справедливости. Оно должно синтезировать в себе лучшие результаты международного опыта, но опираться на высшие достижения российской культуры и традиций.

В соответствии со ст.7 Конституции РФ главной целью экономической политики социального государства является повышение благосостояния населения [12]. Поэтому производство должно создавать источники для инвестиций в социальную сферу, которая, в свою очередь, будет стимулировать расширение хозяйственной деятельности. А показателем баланса между экономической и социальной деятельностью государства станет повышение всех видов социальных выплат до уровня, обеспечивающего всем членам общества достойную жизнь.

Чтобы определить место государственной социальной помощи в системе социального обеспечения, необходимо обратиться к теории социального риска [13.358]. Как известно, в реальной жизни социальный риск имеет многообразные видовые проявления. Видовые социальные риски служат базой для построения государственной системы социального обеспечения, создания финансовых механизмов и организационных структур для реализации каждым права на социальное обеспечение на условиях, установленных законом.

В ст.3 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г. содержится первое легитимное определение «социального страхового риска», а в ст.7 указаны его виды [19] (см. Приложение № 3). Но если законодатель закрепляет понятие «социальный страховой риск», то можно сделать предположение о существовании «не страхового» социального риска. Очевидно, что перечисленные в ст.7 Федерального Закона риски угрожают не только лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, т.е. работающим по трудовому договору или самостоятельно обеспечивающим себя работой.

Им подвержены также военнослужащие, служащие органов внутренних дел, органов службы безопасности, налоговой полиции и другие категории служащих. Они получают пенсии, пособия и медицинские услуги за счет средств федерального бюджета, а не из внебюджетных фондов социального страхования. Исходя из этого, автор присоединяется к мнению о том, что при определении названных рисков в качестве «страховых» акцент сделан на финансовом механизме защиты от них, который не является единственно возможным. Во всех экономически развитых странах мира источниками финансирования выплат и услуг при наступлении социальных рисков служат не только страховые взносы, но и государственная казна. Поэтому представляется сомнительной целесообразность разделения социальных рисков на страховые и не страховые.

Единственным видом «не страхового» социального риска, мероприятия по защите от которого всегда покрываются за счет бюджетных средств, является социальный риск бедности. Именно он выступает объектом защиты для государственной системы социальной помощи. В настоящее время она складывается в законодательно оформленное и внутренне организованное системное образование в рамках более сложной многоуровневой системы социального обеспечения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Зарубежный опыт молодежной политики
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения к ...

Понятие международной и национальной безопасности
Безопасность - это такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне. Безопасность обычно рассматривают неделимо в различных масштабах: - национальная безопасность - ...

Социально- экономическая сущность безработицы. Основные понятия и характеристики безработицы
Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безрабо ...