Государственная и социальная политика в отношении малообеспеченных семей
Страница 5

Информация » Система социальной поддержки малообеспеченных семей на примере Волгоградской области » Государственная и социальная политика в отношении малообеспеченных семей

Изучение социальной помощи будет неполным без ее анализа как формы осуществления малоимущими лицами конституционного права на социальное обеспечение. Право на социальную помощь органически связано с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение, но занимает вполне самостоятельное место среди социально-экономических прав человека. Данный вывод основан на содержании Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Пересмотренной Европейской социальной хартии 1996 г. и других международно-правовых актов. Так, в ст.11 Пакта провозглашается право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Пересмотренная Европейская социальная хартия 1996 г. является одним из немногих международных договоров, в котором проводится четкое разграничение между правом на социальное обеспечение и правом на социальную помощь. Кроме того, ст.30 Хартии закрепляет право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Чтобы жить, человек должен удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности хотя бы в минимальном объеме. А для этого необходимо иметь средства существования. Социальное государство гарантирует их предоставление путем признания за каждым членом общества права на социальную помощь вне зависимости от каких-либо дополнительных условий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение. Право на социальную помощь - это признанная международным сообществом и гарантированная государством возможность человека иметь средства существования в объеме установленного прожиточного минимума независимо от занятия какой-либо профессиональной деятельностью и участия в финансировании выплат и услуг.

Федеральным Законом от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи» с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г. заложена правовая база для завершения формирования государственной системы социальной помощи. Как уже отмечалось, она создается в целях защиты населения от социального риска бедности и имеет все признаки самостоятельной организационно-правовой формы социального обеспечения. Во-первых, она распространяется на особые субъекты - малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан. Во-вторых, источниками финансирования служат бюджеты различных уровней. В-третьих, предоставляются особые виды выплат и услуг. В-четвертых, социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или регистрации малоимущего лица, как правило, после проверки нуждаемости.

Выводы

1. Малообеспеченная семья – это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно – необходимое для жизнедеятельности потребление; когда люди не имеют средств на минимальный национальный стандарт потребления, - в Российской Федерации он получил название прожиточный минимум, когда доходы семьи ниже прожиточного минимума.

Сегодня к этой категории в России можно отнести 25 % семей. Основными причинами низких доходов является. Наше общество выглядит так: бедные (на их доход приходится 1 прожиточный минимум, малообеспеченные (2 - 2,5 прожиточных минимума, на сегодняшний день это 25 % населения), средние (6-7 прожиточных минимумов), обеспеченные и богатые (более 10 прожиточных минимумов). В 42 регионах России средний уровень доходов низкий или на уровне порога бедности. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего уровня, отмечается увеличение малоимущих категорий граждан.

За чертой прожиточного минимума в России живут (по данным 2006г., % к общей численности населения):

- дети в возрасте до 15 лет – 25,0%;

- молодежь от 16 до 30 лет – 20,5%;

- трудоспособные мужчины и женщины от 31 до 54-59 лет – 40,0%;

- лица пенсионного возраста свыше 55-60 лет – 14,5%.

2. Государственная и социальная политика в отношении малообеспеченных семей состоит в поддержке малообеспеченных категорий населения. Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация – механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Становление отраслевой социологической теории КПР в 70-80-90-ые годы
70-е годы характеризуются переходом от отдельных диссертационных исследований к созданию проблемных групп, к проведению комплексных исследований, ведущихся масштабно и систематически. С 1972 года велись исследования современного села Научн ...

Основные внешние признаки неформалов
Неформальные коллективы не имеют официального статуса. - Слабо выраженная внутренняя структура. - Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы. - Слабые внутренние связи. - Очень сложно выделить лидера. - Не имеют программы деят ...

Экспериментальная часть. Исследование мнения респондентов
На выяснение мнения в отношении проблемы СПИДа был направлен наш опрос. Он проводился среди студентов нашего вуза. Всего было опрошено 30 человек. Это были юноши и девушки в возрасте от 17 до 21 года примерно одинакового социального положе ...