Этносы, нации, поколения

«Ясное понимание соблюдение твоего долга пред людьми - это твоя подлинная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья – свободы». В.А. Сухомлинский

Основополагающими понятиями в отражении структуры современного общества на макроуровне его организации являются «нация» и «этнос».

Под этносом понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры и стереотипами поведения, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.

Понятие нации трактуется не столь однозначно. В литературе различаются следующие подходы к его определению. Представители психологической теории (Й. Кон, К. Иглтон, Э. Ренан) рассматривают нацию как субъективное чувство и волю группы людей, главными признаками которой являются владение общей исторической памятью и желание жить вместе. По мнению немецкого социолога М. Вебера, нация представляет собой объединение людей, связанных общностью языка, религии, обычаев, занимающих общую территорию и стремящихся к созданию собственного государства. В «Философском энциклопедическом словаре» дается следующая формулировка: «Нация – народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются другими нациями (народ, организованный в государство). В целом понятие «нация» часто ассоциируется с понятием «народ»: например, белорусская нация – белорусский народ.

В белорусской науке долгое время использовалось классическое для советского обществоведения определение нации: Нация – это устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, который проявляется в общности жизни и культуры.

Признаки нации:

· общая теория

· единый язык

· общая экономическая жизнь

· национальная психология.

Однако если рассмотреть эти признаки применительно к современным нациям, то окажется, что классическое определение не так уж универсально и не отражает всей полноты данного понятия. Например, язык является ярким признаком нации: « один народ говорит на одном языке». Но если взять конкретные примеры, то этот стереотип не срабатывает. Так, бельгийцы, являясь единым народом, говорят на двух языках – французском и фландрийском, и в то же время по-французски говорят французы, бельгийцы, франко-канадцы, франко-швейцарцы и другие народы.

Территориальное единство традиционно выступало как естественный признак нации, однако существуют национальные общности исторически не имеющие собственной территории, например цыгане.

Что касается общности экономической жизни, то данный признак на сегодняшний день не является определяющим. Он сыграл важную историческую роль в период формирования наций, но в современном мире прослеживается тенденция на экономическое сближение, интеграцию при сохранении иных национальных приоритетов (например, Европейское Экономическое Сообщество, объединившее более 10 стран Западной Европы).

Очевидно, что классическое определение нации не отражает современных реалий, и поэтому в настоящее время в это понятие вкладывается несколько иной смысл, близкий к понятию «этнос». Нация начинает определяться как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая этносоциальная совокупность людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта, психики, а также самосознанием, отраженном в едином названии и представлениях об общности происхождения.

В современном мире существует более двух тысяч различных наций, причем большинство из них проживает в многонациональных государствах. А это значит, что в современном мире существует проблема межнациональных связей и отношений, разрешаемая средствами государственной национальной политики.


Похожие статьи:

Главные составляющие культуры личности
Мир культуры ─ это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи ─ всё то, что можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точк ...

История неформального движения. Причины возникновения
За период с 88 по 93-94 год количество неформальных объединений выросло с 8% до 38% т.е. в три раза. К неформалам можно отнести средневековых Вагантов, Скоморохов, Дворян, Первых дружинников. 1) Волна неформалитета после революционные годы ...

Понятие субкультуры и молодежной субкультуры
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре. В ...