Проблема выбора эмпирических индикаторов
Страница 2

Информация » Стандартизация эмпирических индикаторов » Проблема выбора эмпирических индикаторов

Следует учитывать, однако, что разработка такой шкалы требует существенных усилий. Поэтому следует взвесить, можно ли обойтись более простыми индикаторами, о которых будет говориться ниже.

б)Уровень образования респондентов, особенности их психологических характеристик. Закрытый вопрос об удовлетворенности браком можно оформить в виде «кафетерия», тогда он будет иметь следующий вид:

«Удовлетворены ли Вы полностью

Удовлетворен распределением обязанностей в семье

Удовлетворен духовными отношениями

Затрудняюсь ответить

Не удовлетворен сексуальными отношениями»

Данный индикатор можно развернуть в серию вопросов: «Удовлетворены ли Вы распределением обязанностей в семье?» Удовлетворен полностью Удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить. «Удовлетворены ли Вы духовными отношениями с супругом?» (с тем же набором ответов) и т. д.

Существует опасность, что лица с низким уровнем образования или не очень внимательные не смогут понять или запомнить правила заполнения «кафетерия» и будут отмечать ответы не во всех строчках предлагаемого вопроса. Напротив, есть основания полагать, что при применении второй формулировки респонденты будут в большей степени фиксировать свое внимание на смысле вопросов, и для ряда лиц с более низким уровнем образования такая формулировка индикатора предпочтительнее. В то же время лиц с высшим образованием, привыкших к «экономному» стилю мышления, монотонное повторение вопроса может раздражать и тем самым снизить уровень их мотивации при заполнении анкеты.

в) Вероятность искажений при сборе информации. При анализе поведения и взглядов людей в сфере брачно-семейных отношений не исключено то, что респонденты в силу разных причин будут давать искаженную информацию в ответ на предлагаемые «прямые» индикаторы (это условное название используется для обозначения всех типов индикаторов, ориентированных на искренний ответ при понимании вопроса и желании ответить). Причины «демографического одиночества», установки в сфере сексуальных отношений, сложные мотивы конфликтов, не говоря уже об «окольных путях секса» (так известные американские социологи Д. Мастере и К. Джонсон называют сексуальные извращения), — эти и многие другие стороны семейных и внесемейных отношений могут искажаться в ответах респондентов. Конечно, в зависимости от типа культурных образцов, обычаев, традиций и т. д. для одних социокультурных групп одни темы являются «закрытыми», для других — другие. Так, например, по свидетельству М. Г. Панкратовой, во время проведения исследования в Узбекистане ей пришлось убрать из анкеты вопрос, обращенный к сельским девушкам: «Сколько детей Вы хотите иметь?», так как он вызывал смущение. В то же время С. И. Голод отмечал, что ленинградские студентки не стесняются во время исследования задавать уточняющие вопросы о деталях техники сексуальных отношений.

Принято выделять несколько причин, влияющих на искажения информации при использовании «прямых» индикаторов

1. Неосознанность респондентом его истинных мотивов и установок. Эти причины, как правило, возникают в тех ситуациях, когда мотивы настолько сложны, а установки противоречивы, что некоторые респонденты не в состоянии их осознать, поэтому они трактуют их в упрощенных, стереотипных терминах. Семейные конфликты, отношения между людьми, неоднозначная оценка тех или иных событий нередко искажаются неосознанно в процессе интервьюирования или анкетирования респондентов. Так, например, жена может испытывать отрицательные эмоции к мужу, но в ответ на прямые вопросы объяснить это тем, что он мало занимается домашней работой, уделяет недостаточно времени воспитанию ребенка и т. д. На самом деле истинной причиной неприязненного отношения к мужу могут быть немотивированная ревность, недовольство ролью, которую ей навязывает муж, установившейся в семье структурой власти.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Информационное неравенство современного общества
Социальное неравенство(Social inequality) - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шанс ...

Сверстники
Как уже было сказано, для приобщения под­ростков к наркотикам самое большое значение имеет пример сверстников. В профилактической литературе стало общим местом описание т. н. «асоциальных», «уличных» детей, которым не­чем заняться, и они с ...

Виды безопасности
До последнего времени основное внимание ведущих государств мира уделялось военной безопасности. Однако с 60х годов началось постепенное осознание политиками и обществом в целом, что угрозы существованию человеческой цивилизации исходят не ...