Основной принцип разработки проективных индикаторов
Страница 1

Информация » Стандартизация эмпирических индикаторов » Основной принцип разработки проективных индикаторов

Основной принцип разработки проективных индикаторов исходит из того, что цели опроса скрываются от респондента. Его внимание фиксируется па задании, отличном от истинной цели опроса, что для респондента облегчает снятие барьера его «внутренней цензуры». Проективные индикаторы применяются в тех случаях, когда существуют серьезные опасения, что при использовании других индикаторов ответы респондентов приведут к существенным искажениям информации.

Таким образом, проективные методы исследования установок и мотивов — совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям, носящим как осознанный, так и неосознанный характер. Можно выделить четыре основных подхода к проекции реального сознания на стимулы.

Ассоциация. Данный подход основан на предположении, что быстрая реакция на представляемый стимул (слово, часть предложения, картинку) будет менее сдержана, поэтому сможет лучше обнаружить скрытые установки и мотивы. Респонденту предлагают назвать слово или фразу, первыми пришедшими на ум. Внимание респондента переключается на скорость решения поставленной перед ним задачи, а иногда на оригинальность ответа.

Фантазия, включаемая для формирования свободных ассоциаций, связанных с предъявляемыми респондентом неопределенными стимулами (неясная картинка, загадочная история и т. д.). Предполагается, что, сочиняя историю или интерпретируя рисунок, респондент будет неосознанно проецировать установки и мотивы, и это даст возможность более глубоко исследовать структуру его личности.

Концептуализация. Респонденту предлагают двусмысленный или неопределенный стимул и создают ситуацию, при которой его реакция на стимул должна иметь какое-то одно достаточно ясное значение. Выбор этого значения определяется его мотивами и установками и на основании такого выбора их можно более глубоко изучить.

Классификация. Представление об установках или мотивах респондента можно получить на основании произведенного им отнесения определенных понятий, событий, явлений к тому или иному классу (позитивно или негативно окрашенному, социально одобряемому или отвергаемому и т. д.).

Данные подходы реализуются в целом ряде конкретных процедур, основными из которых являются следующие.

1. Тест на завершение предложений. Респонденту предлагают ряд незаконченных предложений (иногда состоящих из единственного слова, просят быстро, не задумываясь, завершить их первыми словами которые приходят ему на ум). Показано, что неопределенность и необычность ситуации, необходимость быстрой реакции, нередко помогают преодолеть факторы, влияющие на искажение информации. Например, предлагается закончить предложение: «Когда мне предлагают помочь по хозяйству. . .» Полученные ответы от «. . .сразу берусь за любую работу» до «. . .испытываю ужас и отвращение» классифицируются по типам: а) позитивное, нейтральное, негативное отношение к кооперации в сфере хозяйственно-бытовых отношений; б) положительное, нейтральное, негативное отношение к домашнему труду.

2.Метод карикатур. Респонденту показывают рисунок, представляющий собой шарж или карикатуру. Обычно предполагается несколько рисунков, на которых изображена последовательность некоторых действий, диалог между двумя или несколькими людьми, наблюдение человеком какого-либо события. Ко рту говорящих или оценивающих события людей пририсованы специальные «шары», оставленные пустыми. Респонденту предлагают написать в «шаре», что, по его мнению, произносит каждый из участников.

Например, при изучении нами совместно с О. А. Куимовой установки на допустимость раздельного досуга была нарисована картинка, в правом верхнем углу которой была нарисована женщина с ребенком, которая разговаривала по телефону, а в левом нижнем углу мужчина, который говорил: «Ты знаешь, я сегодня решил пойти с приятелем на стадион». Респондента просили представить себя на месте жены «болельщика» и сказать, что бы он ему ответил. Полученные ответы разносились по категориям, отражающим разную степень терпимости к внесемейному досугу другого супруга.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Проблема бедности в России.
Общая оценка численности маргиналов, которая по­лучена на основе специального социологического обследова­ния[6] по России в целом, составляет не меньше 10% от город­ского населения. Особенность процесса маргинализации Рос­сийской популяции ...

Социально-демократический портрет молодежи
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления. Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относя ...

С конца XIX в. по 1920 год
Элеонора Флекснер отмечала, что «период с 1896 по 1910 год стал известен среди активистов борьбы за права женщин, как «бой игрушечных барабанов.» Вопрос права женщин на участие в голосовании поднимался в шести штатах, и во всех шести был п ...