Методический эксперимент как инструмент повышения качества эмпирических индикаторов
Страница 4

Информация » Стандартизация эмпирических индикаторов » Методический эксперимент как инструмент повышения качества эмпирических индикаторов

По мнению экспертов ИСО, основная цель стандартизации состоит в том, чтобы «результаты однажды тщательно проделанной работы могли бы быть впоследствии достигнуты всеми, кто столкнется с аналогичной ситуацией»

Стандартизация инструментов сбора первичной социологической информации преследует три основные цели: а) разработку качественных инструментов в ведущих социологических центрах для широкого их применения во всех социологических центрах страны; б) создание возможностей для проведения сравнительных исследований и накопления социальной статистики, позволяющей, в частности, изучать динамику изменения различных социальных объектов; в) повышение экономической эффективности исследования за счет сокращения временных или кадровых затрат на разработку уже сделанных инструментов.

Под стандартизацией конкретных инструментов или отдельных индикаторов мы будем понимать процесс применения трех типов правил создания инструмента, отвечающего современным научным требованиям и соответствующим требованиям экономии. Правила первого типа связаны с максимально возможным учетом всех априорных требований к разработке инструментария, которые изложены в основных публикациях по методике и технике социологических исследований. Правила второго типа — с оценкой качества инструмента в конкретных условиях, т. е. проведением апробации инструментария, отвечающего всем современным требованиям. Правила третьего типа связаны с выбором одного из нескольких индикаторов для измерения определенной характеристики, а также со следующим основным принципом. Из нескольких индикаторов выбирается наиболее качественный, а среди примерно равных по качеству индикаторов — наиболее экономичный. В качестве объекта стандартизации может выступать инструмент в целом или часть инструмента, относящаяся к определенной теоретической переменной, т. е. индикатор определенной переменной понятия характеристики. На наш взгляд, стандартизация инструмента в целом — анкеты или бланка интервью — должна применяться весьма редко и при определенных условиях.

Стандартизация индикаторов обладает следующими основными преимуществами по сравнению со стандартизацией инструмента в целом.

Во-первых, в конкретных условиях редко бывает необходимо измерять точно такой же набор характеристик, что и в других исследованиях. Поэтому, получив стандартную анкету, потребитель будет ее подгонять к решению собственных задач и тем самым может создаваться основа для разработки новых некачественных индикаторов и сбора несравнимой информации.

Во-вторых, стандартизация анкеты может проводиться только вместе со стандартизацией программы в целом, т. е. выбором стандартного объекта и предмета исследования, стандартных целей и задач и стандартного набора изучаемых переменных. Безусловно, создание таких программ необходимо для целого ряда задач (например, для изучения текучести кадров, исследования бюджетов времени и т. п.). Однако очевидно, что количество проблем, которые можно исследовать при помощи стандартных программ безотносительно к конкретным условиям, достаточно ограниченно.

Поэтому предполагая принципиальную возможность стандартизации инструментов в целом, мы будем говорить в основном о стандартизации отдельных индикаторов. Отметим при этом, что стандартизация индикаторов возможна только в том случае, если мы будем четко фиксировать не только конкретный способ сбора эмпирической информации (вопрос анкеты, код контент-анализа и т. д.), но и то понятие или переменную, для измерения которой разработан данный индикатор.

Широкое применение стандартизованных индикаторов в социологии могло бы принести существенный эффект, имеющий как научное, так и прикладное значение. Научное значение стандартизации индикаторов прежде всего состоит в повышении качества собираемой информации. В реальных условиях социологам далеко не всегда удается разработать качественный инструмент. Это связано со сжатыми сроками проведения исследований, недостаточной методической подготовкой сотрудников социологических подразделений и другими причинами.

Стандартизация индикаторов позволила бы решить еще одну немаловажную проблему — сопоставимости собираемых эмпирических данных. Многие социологические исследования имеют локальный характер и крайне редко повторяются на тех же выборках через определенный промежуток времени. Нередко также для измерения тех же самых или сходных переменных используются различные эмпирические индикаторы, поэтому получаемые данные с трудом поддаются сопоставлению. Так, при попытке сравнить результаты исследований по целому ряду переменных, связанных с описанием брачно-семейных отношений, было обнаружено, что невозможно найти хотя бы две работы, в которых использовались бы одинаковые индикаторы для измерения мотивов вступления в брак, мотивов разводов и даже продолжительности знакомства будущих супругов '^. Если бы удалось в каждом из локальных исследований использовать стандартные индикаторы, то это обеспечило бы эмпирическую базу для межрегиональных, межкультурных и других сравнений, создало бы предпосылки для построения временных рядов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Черты группового поведения
Группа здесь выступает как «микросреда», в которой четко проявляются вполне определенные групповые черты. Подобное явление характерно для любой этнической сообщности, разница заключается лишь в степени групповой сплоченности. В Японии она ...

Как это начинается или почему молодые люди начинают принимать наркотики
Существует несколько причин приема наркотика: Социальные: · Неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья ); · Широкое распространение злоупотре ...

Социальная сфера
Социальная сфера. Социальные интересы. Понятие социальной группы и общности. Типология социальных групп и общностей. Молодежь как социальная общность. Интересы и ценностные ориентации современной молодежи. Этнические общности. Этнос, народ ...