Модели международной безопасности
Страница 1

Информация » Природа и модели международной безопасности » Модели международной безопасности

Международная безопасность является отражением геостратегической структуры мира. Основной каркас данной структуры формируют наиболее мощные в экономическом и сильные в политическом отношении государства, что позволяет им навязывать остальному миру свои национальные интересы, превращая их в интересы международные. Существуют два способа добиться этого: или самому стать сильным, или присоединиться к сильным государствам.

В теории международной безопасности выделяют четыре основные операционные модели, конкурирующие между собой:

- однополярная,

- "концерт держав",

- многополярная,

- глобальная.

Однополярная система безопасности возникла после распада Советского Союза, когда США остались единственной сверхдержавой, на которую легло бремя мирового лидерства. США взяли на себя миссию не допустить "вакуума силы" в международных отношениях и обеспечить распространение демократии по всему миру. Однополярная модель предполагает усиление системы военно-политических союзов, где США играют ведущую роль. Так Организация Североатлантического договора (НАТО) должна обеспечивать стабильность в трансатлантической подсистеме международных отношений, гармонизировать отношения между США и европейскими государствами в стратегической области, обеспечивать американское военное присутствие в Европе и гарантировать недопущение конфликтов на этом континенте. Другие региональные организации, например, Европейский Союз (ЕС), Западно-Европейский Союз (ЗЕС) – "оборонная составляющая" ЕС и "европейская опора" НАТО, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), могут лишь играть второстепенную роль в архитектуре европейской безопасности XXI века.

Но однополярная модель международной безопасности подвергается обоснованной критике, как в России, так и в самих США. Российские критики однополюсной модели полагают, что США просто не имеют необходимых ресурсов для выполнения функций мирового лидера. Кроме того, основной инструмент осуществления американского лидерства, военно-политические альянсы, плохо приспособлен для решения современных проблем. Эти союзы были созданы в период "холодной войны", и их главным предназначением было предотвращение только военных угроз.

Союз нескольких великих держав – "концерт держав", может взять на себя ответственность как за поддержание стабильности в мире, так и за предотвращение и урегулирование локальных конфликтов. Достоинство "концерта держав" заключается в его лучшей управляемости и, соответственно, большей эффективности, т.к. в рамках такой конструкции легче согласовать позиции и принять решение, чем в организациях, насчитывающих десятки или даже сотни членов.

Многополярная модель учитывает, что Россия, ЕС, Япония, Китай, Индия, АСЕАН, признавая мощь США, все же проводят свой курс в международных делах, часто несовпадающий с американскими интересами. Росту влияния этих центров силы способствует тот факт, что меняется сама природа силы в международных отношениях. На передний план выдвигаются не военные, а экономические, научно-технические, информационные и культурные составляющие этого феномена. А по этим показателям США не всегда являются лидером. В военной сфере ЕС также проявляет все большую строптивость, приняв концепцию общей внешней политики и политики в области безопасности, превратив ЗЕС в свой военный инструмент и начав формирование европейской армии. Китай, осуществляющий широкомасштабную программу модернизации своих вооруженных сил, по оценкам специалистов, превратится к 2020 г. в одну из ведущих военных держав мира. Не следует забывать об Иране и Индии.

Но многополярная модель международной безопасности имеет смысл только при исключении видения системы международных отношений как поля вечной конкуренции между "центрами силы". В противном случае, многополярность международных политических сил неизбежно приведет к деструктивным конфликтам и постоянным переделам сфер влияния.

Глобальная модель основана на том, что международная безопасность может быть по-настоящему обеспечена лишь только на глобальном уровне, когда все члены мирового сообщества принимают участие в ее создании. Создание этой модели возможно только тогда, когда все страны и народы будут разделять некий минимум общечеловеческих ценностей и на качественно новую ступень поднимется ведущая роль ООН.

Каждая операционная модель распределения сил в международных отношениях имеет два варианта реализации в зависимости от характера отношений между участниками систем международной безопасности:

- коллективный,

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Нормативно-правовая база.
В Кодексе законов о труде Российской Федерации записано, что пенсии в нашей стране назначаются в соответствии с законом “О государственных пенсиях в РФ” (в ред. Закона РФ от 25.09.92 г.). Законом “О государственных пенсиях в РФ” установлен ...

Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РК. Характеристика современной Казахстанской пенитенциарной системы
Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения ...

Просоциальные
Просоциальные неформальные клубы или объединения – это социально- положительные, приносят пользу обществу. Эти объединения приносят пользу обществу, и решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, памятников ...