Новые акторы миграционного процесса в эпоху глобализацииСтраница 6
Выступления против иммигрантов были зафиксированы в Швеции, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, странах Восточной Европы. Конфликты между мусульманской и христианской общиной произошли в Австралии.
Второй момент. Все более популярными в европейских странах становятся ультраправые политики (Й. Хайдер в Австрии, Ж.-М. Ле Пен – во Франции, П. Кьярсгаард – в Дании, Ф. Девинтер – в Бельгии), в программах которых непременно присутствует пункт "запретить миграцию, выселить иммигрантов". Политическая поддержка ультраправых вызвана тем, что избиратели во многих странах считают, что иммигранты слабо интегрируются в европейское общество и чужды европейской культуре, они формируют изолированные этнические сообщества. На начальном этапе своего существования такие сообщества воспринимаются как экзотика, до тех пор пока не начинают вторгаться в жизнь старожилов, менять ее по своим нормам и стандартам. Вполне закономерно, что это доставляет местному населению определенные неудобства и порождает негативное отношение ко всем иммигрантам, даже добропорядочным.
Известно, что обычно мигранты концентрируются в определенных местах проживания по этническому и территориальному признакам. По данным многолетних наблюдений установлено, что даже в пределах города иммигранты предпочитают селиться компактно. Во многих крупных европейских городах существуют различные этнические кварталы. Так, турки сегодня составляют 7% населения берлинского района Кройцберг. В Лондоне в целом около 16% населения составляют иммигранты и этнические меньшинства, во внутреннем Лондоне доля иммигрантов достигает примерно 30%, а в определенных районах города превышает 70%. Индопакистанцы составляют 34% населения лондонского района Брикстон. Иногда иммигранты превращаются в довольно заметные группы населения. К примеру, в Великобритании находится Лестер – единственный город в Европе, где белое население составляет меньшинство – всего 47%. [17, c. 59].
Консолидация на основе этнических и родственных связей выступает важнейшим фактором выживания и последующей социально-экономической интеграции мигрантов в общество на новом месте жительства. Объяснить компактность расселения мигрантов на основе общности этнической принадлежности и территории происхождения можно несколькими причинами.
Во-первых, компактное расселение мигрантов облегчает им доступ на рынок труда в крупных городах. Многие иммигранты имеют довольно низкий уровень квалификации и неконкурентоспособны на "открытом" рынке труда; зачастую единственным работодателем для иммигранта выступает его родственник или земляк. Выжить в новой экономической среде, в пределах которой ниши уже заполнены и поделены, представляется возможным только совместными усилиями.
Во-вторых, механизм функционирования рынка жилья и социально-этнической инфраструктуры большинства городов также способствует компактности расселения иммигрантов. Обычно в таких этнических районах расположены кварталы самого доступного и дешевого жилья, развита сеть недорогих магазинов, культурные и рекреационные объекты соответствуют вкусам этнических меньшинств.
В-третьих, для некоторых иммигрантов поддержка соотечественника удовлетворяет потребность в "ностальгии" по родине. В данном случае родственники и земляки – это своеобразные "точки опоры" на зыбкой и неустойчивой почве чужбины.
Похожие статьи:
Социологические парадигмы
В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают ...
Тенденции «одомашнивания» досуга
В последние десятилетия усиливается тенденция одомашнивания Досугово-рекреационной деятельности. И философы и социологи, изучающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни отмечают перераспределение функций социальных институтов и учрежден ...
Философия и практика медиации и ее значение для
разрешения конфликтов. Медиация:
социально-исторический аспект
В соответствии со взглядами современного российского учёного Савчука Валерия Владимировича, который занимается проблемами медиафилософии, медиа - это нечто, находящееся по середине, то есть некое промежуточное состояние, занимаемое между д ...