Статусные привилегии студента

Студент как человек определённого возраста и как личность может характеризоваться с трёх сторон:

1. с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности.

2. с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определённой социальной группе и т. д.

3. с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества как целеустремлённость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Молодежь является социальной группой культурного характера, сущность особенностей которой — не в возрасте, а в социализационной неподготовленности, неполной готовности к культурной, общественной практике. Развитие молодежи имеет целью принятие социального опыта, его обновление и подготовку передачи обновленного опыта последующему поколению. Смысл молодежной активности представляется не как субкультурный «вызов» или «сопротивление» доминантной культуре, а как процесс конструирования себя, своей идентичности. Профессиональное образование концентрирует и усиливает социальные процессы, направленные на поддержание культурной идентичности. С одной стороны, как часть молодежи, студенчество обладает соответствующими социально-возрастными характеристиками. При этом оно выступает как наиболее образованная ее сила, как носитель интеллектуального потенциала. Студенчество служит резервом пополнения рядов работников умственного труда и принадлежит к интеллигенции в качестве ее составной части. Именно молодежь, являясь наиболее информированной социальной группой общества, выступая при этом носителем интеллектуального и творческого потенциала, уже сегодня определяет характер содержания будущего России. Университет — это статус высшее учебное заведение, который содержит в себе ожидаемые культурные характеристики. Прежде всего, это обязательство соответствовать содержанию и качеству подготовки выпускников установленным нормативной конфигурацией требованиям (а также: реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществление подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук; ведущий научный и методический центр в областях своей деятельности; способствование приобщению к культуре, сообщение аксиоматических оснований для социально «правильного», нормативного поведения, «повышение уровня социальной адаптивности личности». В идеале, ценность университетского образования как самостоятельного социального феномена, имеющего целью социокультурную, личностную и статусную привлекательность заключается в приобретении «интеллигентности», т. е. способности молодого человека постоянно черпать знания, готовности понимать другого человека и другую культуру.


Похожие статьи: