Формирование моделей информационного общества и выбор пути России в эпоху глобального развития
Страница 1

Информация » Особенности формирования информационного общества » Формирование моделей информационного общества и выбор пути России в эпоху глобального развития

Процесс формирования в России информационного общества привлекает внимание исследователей, работающих в различных предметных областях. Вполне естественно, что этот процесс развивается под влиянием общемировых тенденций глобализации и Россия начинает определяться со своей ролью в этом движении. Россия подписала Окинавскую хартию глобального информационного общества1, в которой подчеркивается, что информационно-коммуникационные технологии становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики и ставится задача – превратить потенциальные возможности этих технологий в реальную силу развития.

Проработка концептуальных вопросов развития информационного общества становится весьма актуальной задачей также в связи с тем, что в России уже начинают осуществляться программы, направленные на развитие этих технологий. В первую очередь имеется в виду Федеральная целевая программа (ФЦП) “Электронная Россия”, которая готовилась по традиционной для современной России схеме, обеспечивающей, прежде всего, баланс интересов нескольких властных структур. Правда, привлечение экспертного сообщества к подготовке и рецензированию отдельных разделов текста позволило сформировать в целом непротиворечивый документ, однако глубокой проработки концепции движения России в информационное общество сделано не было. Через год после старта программы видно, что этого и не могло быть сделано, а сама программа является большим набором пилотных проектов, в ходе реализации которых будут сформулированы основные направления концепции развития технологий информационного общества в России.

Осторожный оптимизм вызывает старт проработки Национальной стратегии “Россия в информационном веке”. Для справки: в 2001 были утверждены “Основные направления социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу”, где обозначены некоторые положения, связанные со стратегией развития в России технологий информационного общества, однако они погружены в очень широкий контекст проблем, недостаточно проработаны и не выстроены в единую систему. В настоящее время идет подготовка Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 гг.) и предполагается, что Национальная стратегия “Россия в информационном веке” может занять промежуточное положение между стратегическим документом “Основные направления социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу”, и целевыми программами “Электронная Россия”, “Создание единой образовательной информационной среды” и др.

Итак, можно констатировать, что в России начинается реализация программ вхождения в глобальное информационное общество. Что настораживает в этом процессе? Прежде всего, уверенность, что страны, достигшие более высокого уровня развития технологий информационного общества, идут по единственно-возможному пути и России ничего не остается, как догонять. Довольно часто можно услышать мнения, что это отставание имеет и позитивные моменты, т.к. можно избежать тактических ошибок и имеется возможность максимально эффективно использовать западный опыт. Естественно, такую позицию приветствуют американские и европейские программы, оказывающие поддержку проектам, направленным на внедрение технологий информационного общества в России. При этом мало кто задумывается о том, насколько применим и концептуально безупречен тот путь развития информационного общества, на который постепенно переходит Россия?

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Современные виды брака в мусульманских странах
Существует достаточно большое количество видов брака. Многие из них прошли долгую историю и выдержали огонь, воду и медные трубы. Другие преобразовывались и деформировались с течением времени, подстраиваясь под современное общество. Итак, ...

Неденежная (натуральная) помощь
Денежные выплаты по социальному обеспечению далеко не всегда могут играть роль универсального средства защиты уровня жизни от ускоренного роста цен. Эффективность прямой социальной защиты несколько возрастет, если играющие ведущую роль ден ...

Молодежные организации Иркутской области
К основным мерам муниципальной поддержки детских и молодежных общественных объединений в Иркутской области относятся: - оказание помощи детским и молодежным общественным объединениям в государственной регистрации их в качестве юридических ...