Формирование моделей информационного общества и выбор пути России в эпоху глобального развития
Страница 1

Информация » Особенности формирования информационного общества » Формирование моделей информационного общества и выбор пути России в эпоху глобального развития

Процесс формирования в России информационного общества привлекает внимание исследователей, работающих в различных предметных областях. Вполне естественно, что этот процесс развивается под влиянием общемировых тенденций глобализации и Россия начинает определяться со своей ролью в этом движении. Россия подписала Окинавскую хартию глобального информационного общества1, в которой подчеркивается, что информационно-коммуникационные технологии становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики и ставится задача – превратить потенциальные возможности этих технологий в реальную силу развития.

Проработка концептуальных вопросов развития информационного общества становится весьма актуальной задачей также в связи с тем, что в России уже начинают осуществляться программы, направленные на развитие этих технологий. В первую очередь имеется в виду Федеральная целевая программа (ФЦП) “Электронная Россия”, которая готовилась по традиционной для современной России схеме, обеспечивающей, прежде всего, баланс интересов нескольких властных структур. Правда, привлечение экспертного сообщества к подготовке и рецензированию отдельных разделов текста позволило сформировать в целом непротиворечивый документ, однако глубокой проработки концепции движения России в информационное общество сделано не было. Через год после старта программы видно, что этого и не могло быть сделано, а сама программа является большим набором пилотных проектов, в ходе реализации которых будут сформулированы основные направления концепции развития технологий информационного общества в России.

Осторожный оптимизм вызывает старт проработки Национальной стратегии “Россия в информационном веке”. Для справки: в 2001 были утверждены “Основные направления социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу”, где обозначены некоторые положения, связанные со стратегией развития в России технологий информационного общества, однако они погружены в очень широкий контекст проблем, недостаточно проработаны и не выстроены в единую систему. В настоящее время идет подготовка Программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 гг.) и предполагается, что Национальная стратегия “Россия в информационном веке” может занять промежуточное положение между стратегическим документом “Основные направления социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу”, и целевыми программами “Электронная Россия”, “Создание единой образовательной информационной среды” и др.

Итак, можно констатировать, что в России начинается реализация программ вхождения в глобальное информационное общество. Что настораживает в этом процессе? Прежде всего, уверенность, что страны, достигшие более высокого уровня развития технологий информационного общества, идут по единственно-возможному пути и России ничего не остается, как догонять. Довольно часто можно услышать мнения, что это отставание имеет и позитивные моменты, т.к. можно избежать тактических ошибок и имеется возможность максимально эффективно использовать западный опыт. Естественно, такую позицию приветствуют американские и европейские программы, оказывающие поддержку проектам, направленным на внедрение технологий информационного общества в России. При этом мало кто задумывается о том, насколько применим и концептуально безупречен тот путь развития информационного общества, на который постепенно переходит Россия?

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Субъект-объектные отношения в рекреационно-досуговой деятельности
Особое значение имеют основные понятия, раскрывающие суть, особенности исследуемого предмета - субъект-объектных отношений. Весь остальной понятийный строй должен строго соответствовать разработанной концептуально-категориальной схеме, баз ...

Проблемы нового общества
Ж. Эллюль: “Сегодня мы переживаем феномен, породивший много надежд. Это - преображение техники. Мне хотелось бы уточнить, что вплоть до 70-х годов нашего столетия техника была монолитной силой, ориентированной лишь в одном направлении. Она ...

Социальная реклама и бизнес
Сейчас бизнес интересует, в основном, лишь то, какую пользу (улучшение репутации, рост продаж) он может извлечь из социальной рекламы. Но уже появились и такие коммерческие структуры, которые вкладывают средства в социальные проекты, пресл ...