Информационные продукты и услугиСтраница 1
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области для которой он создан. Информационный продукт, является результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютера, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами - предоставляющей и использующей услугу.
Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентации по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
ПРИМЕР 1.2. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:
· предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
· выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);
· получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
· организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.);
· выдача результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных - совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.
С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиции их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.
Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
· справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписание движения, телефоны магазинов и т.п.;
· полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
· числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
Похожие статьи:
Размышления у разбитой машины времени
У всех народов разное отношение к прошлому и будущему. Американцы редко вспоминают о прошлом и задумываются над будущим, предпочитая заботиться о настоящем, но если вспоминают, то вспоминают добрым словом, и если заглядывают вперед, то с о ...
Приложения
Приложение 1 Таблица 1. Иерархия потребностей в группах по уровню семейных связей ( % от численности групп) № Нематериальные группы по уровню семейных связей п/п потребности А Б В 1. Здоровье 77,1 77,4 72,4 2. Счастливый брак 19,6 63,1 78, ...
Применение прикладной социологии. Прикладная социология и менеджмент
Прикладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это п ...