Место социологии досуга среди социологических наук

Информация » Социология досуга » Место социологии досуга среди социологических наук

Границы предмета социологии досуга широки, и отсюда вытекает его междисциплинарный характер взаимодействие с социологией труда медицины, геронтологии, молодежи, туризма, города и села, образа жизни, теорией игр, социологии девиантного поведения, с исследованиями бюджета времени. Эти смежные социологические дисциплинь при изучении досуга не имеют четких границ, что дает возможность использовать их эмпирические материалы и теоретические обобщения Но репрезентативными они станут на основе собственной теоретической базы.

Такой методологический плюрализм характерен для любого начального этапа становления дисциплины. Базис любой науки - теория, методология, понятийный аппарат - придает целостность теоретическом) каркасу науки, и тогда проявятся смысловые характеристики предмета и объекта изучения. Системный междисциплинарный подход позволит точно определить методы и задачи исследования.

Изучение специфики досуговой деятельности требует определения его структурных компонентов:

- типов и форм деятельности, их моделей и функций;

- деятельности руководителя (художника, технолога и т.д.) и потребителя, осваивающего содержание и формы досуговой деятельности;

- качества деятельности - познавательной, репродуктивной, созидательно-творческой.

- объектно-субъектных отношений в различных видах досуговой деятельности;

- синтетического характера досуговой деятельности, в которой органически слиты познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный и созидательный характер;

- ценностно-ориентационные оценки, которые в игровой, воспитательной и социально-преобразующей деятельности изменяют сознание и совершенствуют человека.

Разработка этих категорий должна учитывать максимальную возможность разнообразия новых форм досуга.

Т.И. Заславская обосновала принципы соизмеримости и формирования категориального аппарата специальных социологических дисциплин из блоков общенаучных и общесоциальных.

В социологии досуга и рекреации широко применяются следующие категории и термины:

. из общенаучных дисциплин: структура, функции, процесс, механизм, элемент, связь, развитие;

. из рбщесоциальных: труд, собственность, производство, распределение, обмен, потребление, доход, права, управление;

. из общей социологии: социальные организации, структура, социальная группа, организация, статус, роль, социальная стратификация;

- из социальной психологии; коллектив, личность, мотивация, поведение, идентификация, адаптация, взаимодействие;

- из социологии досуга: свободное время, избирательность, удовлетворенность, эффект.


Похожие статьи:

Потребительский рынок
Объем розничного товарооборота за период 1998-2000гг. составил 5,234 млрд.руб., его объем за 2000г был равен 2,3 млр. руб. и по сравнению с уровнем 1997г. увеличился в фактических ценах на 75,6%, а к уровню 1999 года на 45,7%. С учетом инф ...

Понятие инновации, социальной технологии. Их признаки
Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее ...

Понятие Резюме
Резюме — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. Как составить резюме В настоящее время сущест ...