Объект и предмет социологии досуга
Страница 2

Информация » Социология досуга » Объект и предмет социологии досуга

Это одна из специальных социологических теорий, находящаяся в сложных причинно-следственных связях и опосредованиях по вертикали и горизонтали со всеми уровнями и структурными компонентами социологического знания.

Объектом социологии досуга является природа, функции, педагогические, образовательные, социально-экономические и творческие противоречия, создающие проблемную ситуацию - избирательность ценностных ориентиров и предпочтений форм досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации - с другой.

Предмет социологии досуга - характеристики, свойства объекта, отражающие основу противоречия:

-характера формирования мировоззренческих знаний, ценностных ориентации в сознании и поведении людей и реальным процессом досуговой деятельности;

- специфика процесса социализации.

Структурными элементами социологии досуга являются:

1) направленность процесса, его цели:

- объект - аудитория, социальная группа, индивид;

- субъект - кадры педагогов, лидеров и руководителей объединений;

2) содержание и уровень культурно-досуговой деятельности;

3) средства воздействия (технологии) на общественную жизнь объединений и социокультурной среды и обратное влияние общественности на деятельность досуговых учреждений;

4) состояние материально-технической базы;

5) разработка моделей досуга и критериев оценки качеств личности и общности как результатов их социодосуговой деятельности.

Объектом исследования становятся также: специфика процессов культурно-досуговой, рекреационной и туристической деятельности: художественная, реставрационная, поисково-краеведческая, развлекательно-оздоровительная, экскурсионная, спортивная и др.

На уровне конкретно-социологических, эмпирических исследований дисциплина изучает указанные выше проблемы в конкретных социальных условиях города, района, села, предприятия: -изменение аудитории, различных социально-демографических групп под влиянием рекреационно-досуговой деятельности; -специфику воздействия применяемых технологий, уровень подготовки кадров: менеджеров, руководителей, организаторов. Место и роль особых видов культурно-досуговой деятельности: поисково-краеведческой, реставрационной, художественной, развлека-тельно-досуговой, а также антисоциальных ее проявлений в конкретном регионе, городе, микрорайоне, селе. Прикладные исследования призваны:

- обеспечить диагностику состояния социально-культурной сферы;

- выяснить характер зависимости рекреационно-досуговой деятельности от тех или иных факторов и условий;

- определить условия и характер управления досуговой деятельностью (развитие демократических начал, самоуправления и др.);

- выявить закономерности процесса социального воспитания, развитие инициативы, самодеятельности и социальной активности в духовном творчестве;

- совершенствовать теоретические основы управления социально-культурной сферы; определяя сущность и место того или иного элемента в системе досуговой деятельности, его назначение, функции и связь с другими элементами.

Социологический подход исследует социальную сущность свободного времени и рекреационно - досуговой деятельности; их структуру и основные функции в процессе всестороннего развития личности. Он включает в себя анализ всей совокупности объективных и субъективных факторов, воздействующих на характер и содержание свободного времени и досугово-рекреационной деятельности, и выясняет типы времяпрепровождения и временное измерение деятельности как наиболее важный показатель.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

[5] В. Добреньков, А. Кравченко. Социология: в 3-ех томах: словарь по книге.
[6] Тот, кто "не в ногу" Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 62. [7] Там же. [8] Маргинальность в современной России / коллективная монография. М. 2000. С. 33. [9] Там же. С. 25. [10] Рашковский Е. Маргиналы // 50/50 ...

Социологизм Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разра ...

Качество жизни в России и пути его улучшения. Тенденции в социально – экономическом развитии России.
Тенденцией роста численности занятых экономической деятельностью отмечается с 1998 года. Прирост численности занятых в экономике за 1998-2001 годы составил 1,4 млн. человек. Численность занятых в экономике в 2001 году, по сравнению с 1998 ...