Основные тенденции развития системы государственного призрения.

Информация » Государственная политика в России в области призрения (первая половина XIX века) » Основные тенденции развития системы государственного призрения.

Среди государственных органов призрения первой половины XIX в. Особо выделяется деятельность созданных при Екатерине II приказов общественного призрения. Приказы общественного призрения представляли собой административный орган, председателем которого являлся генерал – губернатор. Приказы подчинялись сначала Коллегии экономики в период царствования Александра I (1801 -1825) с 1802 г. Приказы были отнесены к ведению Министерства внутренних дел, в 1810 г. Перешли к Министерству полиции, но с 1819 г. Вновь оказались прикрепленными к Министерству внутренних дел. Приказы общественного призрения увеличивали свои капиталы не только за счёт доходов губерний, но и банковских операций, частных пожертвований и в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности

В дополнении к 40 прежним приказам открылось ещё девять новых, а с 1818 г. Меняется и состав правления приказов.

К сожалению, первая четверть XIX в. прошла для приказов общественного призрения под знаком мелочной опеки и роста формализма в их работе.

Приказы общественно призрения в первой половине XIX в., получив в самом начале своего существования первоначальный уставной капитал(по 15 тыс. рублей на каждый приказ), существовали не только на частные пожертвования. В середине 1820-х гг. в число доходных заведений приказов входили жилые дома, лавки, кузницы, мельницы, сдававшиеся в наём; сады, огороды, сенокосы, рыбные ловли и т. П.; кирпичные и черепичные заводы; добыча торфа, распилка бревен в доски и на дрова для продажи; продажа игральных карт; суконные фабрики, учреждённые в июле 1808 г. Для поставки солдатского сукна в армию.

Однако во второй четверти XIX в. финансовое состояние резко ухудшилось. Работа приказов общественного призрения вызывала всё больше нареканий и недовольств. Выявились по меньшей мере, две серьёзные болезни системы.

Во-первых, возраставшая бюрократизация и мелочная опека над деятельностью приказов со стороны Министерства внутренних дел. В Отчёте «Об устройстве общественного призрения в России» (за 1862 г.) так характеризовалась общая деятельность приказов по общественному призрению: «Приказы действуют не иначе, как в коллегиальном порядке, и начальник губернии… никаких дел, относящихся до приказа и его заведений, не производится. Не управляя приказом, а только председательствуя в нём, губернатор, в предметах до приказа и его заведений относящихся, не может ни распоряжаться, ни давать приказу к исполнению своих преложений. Затем собственно на непременного члена возложено наблюдение за правильностью производства дел, счетоводства и отчётности…».

Иными словами, канцелярская рутина поглотила всякое живое дело, деятели приказов были превращены в обычных чиновников, подчинённых установленным регламентам и правилам.

Во-вторых, денег приказов никак не хватало на организацию квалифицированной помощи в благотворительных заведениях.

Таким образом, к середине XIX в. система государственного призрения в России заходит в тупик. Нет денег, нет заинтересованных людей – все вело к пониманию того, что борьба с бедностью возможна лишь в союзе и с опорой на общественное участие и благотворительность. В итоге, к 1861 г. Благотворительные общества существовали лишь в 8 городах империи, а к 1863 г. Были учреждены ещё в 9 губерниях.

Приказы общественного призрения, как правило, имели дело в основном с двумя категориями нуждающихся: 1) с «дряхлыми и убогими», которые в силу различных причин(по возрасту, сиротству, физическим и душевным недостаткам) не могли найти себе пропитания и потому требовали призрения в самом узком смысле слова(пища и кров); 2) с детьми, для которых одного призрения оказывалось недостаточно, а требовалось и воспитательная работа.

К 1862 г. Складывается определенная система учреждений социальной помощи:

- лечебные заведения (больницы, дома для умалишённых);

- заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимо больных);

- учебно-воспитательные заведения (воспитательные дома, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих);

- институты пансионеров, местные благотворительные общества.

Следует подчеркнуть, что институты социальной помощи населению в губерниях не имели четкой структуры и принципов организации. Их деятельность не была постоянной, и они не могли удовлетворить потребности населения.

И тем не менее система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих черта до наших дней.


Похожие статьи:

Учреждение социального обслуживания пенсионеров
В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение в старости. Пенсия – это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере трудо ...

Критерии бедности
При изучении социальной ситуации важно анализировать следующие сигнальные параметры: · величину и структуру доходов семьи; · величину и структуру расходов семьи; · дифференциацию доходов и расходов; · динамику розничных цен в целом по Росс ...

Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства
Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государ ...