Ведомственная. Человеколюбивое общество.
Страница 3

Во второй половине XIX в. деятельность Человеколю­бивого общества расширилась, развиваясь по трем основ­ным направлениям: 1) упорядочение работы Общества; 2) реорганизация действовавших благотворительных заведе­ний; 3) открытие новых заведений и отделений Общества.

К мероприятиям по упорядочению работы Общества можно отнести следующие: учреждение специального Хозяйственно-технического комитета, в функции которо­го входили организация торгов, поиск выгодных подрядов и производственная деятельность; образование так назы­ваемых «кружечных комиссий» (в Петербурге и по лини­ям железных дорог) для сбора добровольных пожертвова­ний; учреждение особого Учебного комитета для наблю­дения за учебно-воспитательным процессом в своих заведениях. Кроме того, была восстановлена деятельность Ученого комитета.

В 1850-1860-е гг. в ведение Человеколюбивого обще­ства перешли и некоторые благотворительные заведения Москвы, в том числе Московский попечительный комитет, Общество поощрения трудолюбия и Братолюбивое обще­ство. Вместе с этими обществами было принято и обшир­ное хозяйство: рукодельные школы, мастерские, больни­ца, квартиры для бедных, школы для приходящих детей. В 1870гг. в Москве также были открыты кулинарная школа, народные столовые, школа портних, ремесленно-исправительный приют для девочек, устроены дешевые квартиры для престарелых гувернанток, организовано попечительство о недостаточных ученицах Московской кон­серватории. В начале 1880-х гг. основаны дом воспитания военных, сирот и «Убежище для у вечных воинов».

Открылись новые отделения Общества в провинции (Казани, Воронеже, Уфе, Костроме, Угличе, Скопине [ныне Рязанская область], Пензе и др.). В недрах Общества ве­лись работы по благотворительной тематике и в 1887г. увидело свет семитомное издание «Сборник сведений по вопросам общественной и частной благотворительности».

К началу 1900-х гг. Человеколюбивое общество пре­вратилось в весьма разветвленную структуру, включавшую в себя различные типы благотворительных заведений. Отделения Общества имелись в двух столицах и в 25 про­винциальных городах и местечках. Насчитывалось до 200 заведений Общества (в том числе: 57 учебно-воспитательных заведений для сирот и детей; бедных ро­дителей (на 5500 мест); 63 богадельни (на 2000 мест); 32 дома бесплатных и дешевых квартир (на 2500 мест); 7 народных столовых (на 2500 обедов в день); 6 домов тру­долюбия (на 1000 человек); 26 комитетов, оказывавших временную помощь бедным; 19 больниц и лечебниц).

Ежегодно Общество расходовало на благотворитель­ные цели до 1,5 млн рублей. Источниками средств являлись как частные пожертвования, взносы сотрудников Обще­ства и императорской семьи, так и проценты с капиталов и доходы с недвижимой собственности (последняя на на­чало 1897г. оценивалась в 10,4 млн рублей). Членов Об­щества (от попечителей, почетных и действительных чле­нов до воспитателей, преподавателей, врачей и др.) насчи­тывалось около 4,5 тыс. человек.

Во второй половине XIX в. нарастал процесс посте­пенного «огосударствления» Общества. С 1897г. работа в Обществе стала приравниваться к государственной служ­бе и сочетаться с обычной чиновной службой по «Табели о рангах», вплоть до V класса включительно. Чиновникам Общества отныне полагались государственные пенсии и льготы. В том же году был учрежден особый наградной знак Императорского Человеколюбивого Общества.

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Выступление экс-министра культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколова о государственной молодежной политике в 2008 г.
На вопрос о перспективах развития молодёжной политики в России в 2008 году рассказал Александр Соколов. «Обычно, когда мне задавали вопрос о перспективах развития молодёжной политики в России, я быстро давал на него ответ. Поскольку при вс ...

Классификация неформалов
Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава или положения не имеют. Условия членства в них неоговорены, численность группировок колеблется. Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в процесс демократиз ...

Социальная деятельность РПЦ в сфере образования
Живая практика РПЦ трудами многих священников мирян-катихизаторов, родителей и самих обучаемых породила многообразные формы религиозного образования, катихизация мирян и миссионерства: - воскресные школы при храмах; - евангелические кружки ...