Ведомство Учреждений императрицы Марии Федоровны
Страница 1

Другой крупной благотворительной организацией учреждений императрицы Марии Федоровны. Названное ведомство возникло 12 ноября 1796г., когда супруга Павла I императрица Мария Федоровна приняла на себя руковод­ство Обществом благородных девиц и его мещанским отделением. Мария Федоровна жертвовала Обществу по 15 тыс. рублей ежегодно. Общество носило чисто образователь­ный характер, однако в мае 1797г. Мария Федоровна при­няла на себя руководство Петербургским и Московским воспитательными домами и коммерческим училищем.

Именно тогда императрица обратила свое внимание на ужасающее положение с младенческой смертностью в воспитательных домах (так, за весь период существования столичных домов из 65 тыс. младенцев в живых осталось лишь около 7 тыс.). Сделав вывод, что одной из причин смер­тности является теснота помещений, по ходатайству императ­рицы Петербургский воспитательный дом был переведен в более обширное здание, к которому вскоре был прикуплен еще один дом. Последовали изменения и в руководстве До­мов. Были преобразованы Опекунские советы, причем каж­дый из опекунов нес личную ответственность за какую-либо из частей Воспитательного дома. Опекунами император на­значал лиц «высокого и знатного круга». Отмечалось, что они должны были работать «без всякого вознаграждения, из люб­ви к Отечеству и человечеству».

Благотворительная деятельность Марии Федоровны становилась все более обширной. В 1798-1802 гг. на ее средства в столицах были основаны женские училища Ордена св. Екатерины (для девочек из мещанских и купе­ческих семей). В 1801г. на ее иждивение поступила Пав­ловская больница; в 1802г.— открылся еще один воспи­тательный дом в Гатчине (здание было подарено уральс­ким заводчиком Николаем Никитичем Демидовым); в 1803г. в Москве и Петербурге открылись так называе­мые «Вдовьи дома» (богадельни для неимущих вдов воен­ных и гражданских чиновников). Тогда же в столицах были открыты больницы для бедных (на 200 мест каждая).

В 1806г. на средства Марии Федоровны в Павловске открылось первое в России училище для глухонемых де­тей (причем в 1816г. императрица внесла 156 тыс. рублей на содержание в нем пансионеров ее имени), переехавшее в 1810г. в Санкт-Петербург. В 1807г. под покровительство Марии Федоровны перешло военно-сиротское отделение (впоследствии - Павловский институт). В 1811г. в Петер­бурге был открыто первое в России «повивальное учили­ще» для подготовки квалифицированных акушерок.

Наконец, в 1817г. под покровительство императрицы перешел Харьковский институт благородных девиц. Надо заметить, что институты благородных девиц изначально предназначались для призрения и воспитания дочерей обедневших дворян либо осиротевших девочек дворянс­кого происхождения, именно поэтому и обучение в инсти­тутах носило узкопрактический характер: с одной сторо­ны, подготовка будущей домохозяйки и матери семейства, а с другой — гувернантки для работы в богатых дворянс­ких семействах. В то же время устав Харьковского института отличался по тому времени необыкновенно прогрес­сивным содержанием. Так, дозволялось принимать в ин­ститут дочерей купцов всех гильдий, а также приходящих учениц. Более того, институтское начальство было обяза­но трудоустраивать своих выпускниц на должности гувер­нанток, разбирать их споры с хозяевами, содействовать в устройстве брака. В 1820-1826 гг. открылись также 4 учи­лища для унтер-офицерских и солдатских дочерей.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Формулировка цели
Цель исследования формулируется в категориях качественного анализа. Она ориентирует на конечный результат и раскрывает, каким путем будет осуществляться движение к этому результату. Формулировка цели позволяет определить "конечный пун ...

Сущность понятия «маргинальность». Понятие «маргинальность»
Попытаемся дать определение понятию «маргинальность». Начнем со словарных источников. Ни в словаре Даля, ни в словаре Ожегова, ни в словаре Брокгауза и Эфрона, ни в БСЭ слова "маргинал" нет. Русские словари советского времени зна ...

Особенности социальной работы с молодой семьей. Формы и методы социальной работы с молодой семьей
Поскольку молодая семья, помимо своих институциональных и эмоционально-групповых связей, имеет также качества процесса, ее целостность не статична, а динамична. Молодая семья живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе услови ...