Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»
Страница 2

Информация » Социология досуга » Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»

Социологи выделяют три направления в соотношении труда, отдыха и рекреации.

Это - теория компенсации, утверждающая, что человек в процессе отдыха компенсирует недополученное во время работы (Виленски, Шепард). Сюрбер отстаивает теорию слияния, повторения того, чем человек занимался на работе. При этом мастерство распространяется на объект рекреационной деятельности. В случае неудовлетворения

«Рекреация» (лат. recreate -восстановление) было введено в обиход и медицинскую и научную литературу римлянами. Рекреация - «отдых от службы, учения, праздники, каникулы»/ Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль. С.30 рекреация как самостоятельный социальный институт встречается в урбанизированном обществе с высокоразвитыми организационными структурами.

Трудом индифферентного отношения к нему переносится и на отдых. Нейтральная теория отрицает какую-либо связь между трудом и отдыхом. Она подразделяет досуговую деятельность на социальную (семья, круг друзей); культурную (посещение театров, выставок, чтение книг); домашнюю (быт, хобби); игровую (спорт).

В отдельности каждая из теорий абсолютизирует одну из сторон, не признавая другие. Но в жизни можно наблюдать все три типа соотношения труда, рекреации и отдыха людей.

В чисто рекреационных теориях выделяется несколько направлений: идеоматическое, отождествляющее рекреацию с игрой, проявлением инстинкта «имитации»; реалистическое, требующее в рекреационной деятельности соблюдения традиций и дисциплины; прагматическое, применяющее психологию к объяснению рекреационного поведения, и экспериментальное, обучающее людей рекреационной деятельности.

Социопсихологические теории основываются на побудительном инстинкте; доктрине гедонизма; достижении удовольствия, радости и счастья (З.Фрейд, Неймейеры, Торндайк), теории гомеостаза - поддержании организма в состоянии равновесия на психическом и физическом уровне.

Диапазон рекреации велик - от биологических рекреационных, порой мгновенных актов (прикрытие век) до ежеквартальных каникул и годовых отпусков. Понятие рекреации формируется на основе междисциплинарного подхода - социологии медицины, геронтологии, социологии труда, спорта и досуга.

Социологи не учитывают множество форм и видов рекреационной активности: от микропауз в работе мышц до перекуров. По данным В.Д. Патрушева, человек без учета сна отдыхает около пяти часов в сутки. И микропаузы составляют 15-20% рабочего времени.

Рекреация и досуг как биоэнергитические процессы. Опираясь на эксперименты Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова об утомлении нервной системы, философские определения элементов труда (предмет труда, орудие труда и продукт труда), А.С. Орлов разработал модель деятельности, основанной на биоэнергетических законах и концепции жизненного энергообмена: энергозатрат и энергонакоплений (с позиций биоэнергетики, виды деятельности являются видами энергопревращений). Он просматривает проявление функций в трех сферах: энергетической, биологической, социальной и в их взаимодействии.

«Те, кто считает трудовую деятельность абсолютным, тоталитарным трудом, а отдых абсолютной рекреацией, принимают за аномалию распространенные ситуации, когда трудом занимаются для отдыха а к отдыху, развлечениям относятся всерьез и профессионально».

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Особенности размещения населения в России
Территория современной Российской Федерации была впервые заселена людьми 10—12 тыс. лет назад. На протяжении многих веков различные племена и народы сменяли здесь друг друга, чему способствовало срединное положение территории на евро-азиат ...

Проблемы нового общества
Ж. Эллюль: “Сегодня мы переживаем феномен, породивший много надежд. Это - преображение техники. Мне хотелось бы уточнить, что вплоть до 70-х годов нашего столетия техника была монолитной силой, ориентированной лишь в одном направлении. Она ...

РПЦ в конце XX века
Перестройка изменила отношение официальной власти к неоднократным заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в возрождающееся движение милосердия. Ответ на них ограничивался включением духовенства в состав Советского фонда культуры, Д ...