Типология субъектов досуговой деятельности
Страница 2

Информация » Социология досуга » Типология субъектов досуговой деятельности

«эффект досуговой деятельности» - чувство удовольствия, признание публики, расширение кругозора.

К эффекту можно отнести понятия социализации досуга, досуговой адаптации, досугового поведения, а также содержание досуга, условия его проведения, потребность и интерес к досуговой деятельности, её формам, переживания от результатов и просто участия в ней.

Следует обратить внимание на объективные и субъективные факторы в управлении досуговой деятельностью. Досуг - самоуправляемая система, определяющая целенаправленность, методы, формы досуговой деятельности, контроль за их ходом и состоянием. И тут объективным будет управляющее воздействие объекта, субъективным - люди, осуществляющие, воспринимающие, принимающие участие в процессе.

Но эта абстрактная характеристика имеет свою иерархическую структуру, включающую специфические черты объекта досуга. В его основе - предметно-практические проявления трудовой, познавательной, игровой, рекреационной деятельности.

Поляризационный принцип справедлив и для досуговой активности. Это предпосылка того, что объективная реальность во взаимодействии с субъектом выступит объектом его деятельности (рисование, пение и т.д.).

Следует иметь в виду специфичность восприятия объекта досуга его субъектом: просмотр TV может сопровождаться как сопереживанием героям и событиям в информационных передачах, так и сменой каналов в поисках ощущения удовольствия; он зависит от различных эмоциональных состояний воспринимающего. Эффект меняет свою природу в зависимости от типов субъекта, его предпочтений и досуговых интересов.

Элитарная культура отражает досуговую деятельность привилегированных в социальном и интеллектуальном отношении групп, которые выделяются предпочтением классики, новейших образцов духовного творчества, спорта (гольф, теннис, горные лыжи, яхтинг), форм общения (рауты, балы, презентации произведений искусства, достижений в науке и др.). Массовая культура как модель досуговой деятельности широчайших слоев общества в конце XIX и XX веках характеризуется следующими уровнями. Китч - исходный уровень, рассчитанный на эмоциональную разрядку «полуобразованных типов» (популярность культуры пропорциональна невежеству и социокультурной инфантильности аудитории).

Поп-культура - более высокий в интеллектуальном плане уровень, в котором появляется тенденция к переработке некоторых фрагментов классики, созданию оригинальных направлений.

Контркультура как противопоставление общественному образу жизни форм досуговой деятельности. Следует иметь ввиду многоплановость контркультуры, её отчасти представляют хиппи, битники, рокеры, толкиенисты, сатанисты, скинхеды, байкеры и многие другие.

Но намечается эволюция культуры от леворадикализма и нигилизма) в сторону реформизма. Последний возникает на почве «альтернатив-] ной» культуры целого спектра ранее возникших различных движений; экологического, «волюнтаристского», «новых стилей жизни», «гражданских инициатив» и пр. Они строятся по принципу противопоставления официальной культуры и представлены в программах альтернативных движений (личности и социума, экономики и экологии, микро и макросреды).

Содержание досугово-рекреационной деятельности. Необходимость выделять содержание, сущность досуговой деятельности не вызывает сомнений. Но её направленность, реализуемая в общественно и лично значимых и социально-негативных занятиях может давать противоречивый эффект. Досуговая деятельность может являться как фактором] формирования и возвышения личности, так и ее деградации. Асоциальные виды досуговой деятельности могут носить явные и скрытые фор мы антикультуры.

Изменение в содержании досуга под воздействием бурного развития социальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых технологий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают одновременно устойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в молодежном досуге.

Лидерство молодежи, ее неофициальный статус «законодателя мод»| в сфере досуга неоспоримо и проявляется в моде на одежду, туризм,' самодеятельную песню, в предпочтении вокально-инструментальных ансамблей. Не меньший энтузиазм наблюдается в движениях по охране памятников культуры, природы, общественных инициативах и социальных проектах, оказывающих огромное влияние на изменение различных сторон общественной жизни.

Расширяется спектр общественной самодеятельности молодежи. Активную шефскую работу, движения милосердия, военнопоисковые отряды, охрану и реставрацию памятников культуры и искусства, работу интерклубов, политических дискуссионных клубов можно принять за ростки гражданского общества.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Значение брака в мусульманских странах
С лингвистической точки зрения "брак" (по-арабски "ан-никах") имеет два значения: бракосочетание и совокупление с женщиной. Сказал Абу Али ал-Кали: "Используя данное слово, арабы вкладывают в него различный смысл. ...

Социальные последствия молодежной безработицы
Последствия безработицы как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно, она имеет и негативное и позитивное значение. Отношение к безработице с течением времени менялось. В начале ХХ века ее рассматривали как « ...

Семья
Не будем повторять привычные для профилак­тической литературы фразы: «Пьяницы порож­дают пьяниц», «Родители, использующие легаль­ные наркотики, табак и алкоголь; растят детей, которые будут использовать наркотики нелегаль­ные» и т. д., хот ...