Предметы ведения и конституционные способы их разграничения в Российской Федерации

Информация » Проблемы разграничения полномочий РФ и ее субъектов » Предметы ведения и конституционные способы их разграничения в Российской Федерации

Предметы ведения - это понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и ее субъектов.

Круг конкретно закрепленных полномочий, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, образует предметы ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. От предмета ведения следует отличать компетенцию органа государственной власти, под которой понимается совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения. В свою очередь полномочия органа государственной власти - это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

Под способами разграничения предметов ведения понимается предусмотренный конституцией и федеративным договором способ распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Вопрос о том, что является прерогативами федерации, а что ее субъектов, относится к числу главных вопросов федеративного государства. Формула решения этой сложной проблемы выработана мировой практикой федерализма, в соответствии с которой в федеративном государстве компетенция подразделяется на:

1) исключительную компетенцию федеральных органов власти (предметы ведения федерации);

2) совместную компетенцию органов власти федерации и ее субъектов (предметы совместного ведения);

3) исключительную компетенцию субъектов федерации (предметы ведения субъектов федерации).

Такой принцип распределения компетенции (предметов ведения) признан Российской Федерацией. Первоначально предметы ведения и полномочий между РФ и ее субъектами были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 г., с принятием новой Конституции - ею. Конституция РФ содержит перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Федерации (ст. 71) и совместном ведении Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). В остальных вопросах последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая собственное принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция РФ предусматривает возможность перераспределения сфер ведения и полномочий между РФ и ее субъектами посредством отдельных соглашений. Конституция устанавливает, что такие соглашения возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ч. 2 и 3 ст. 78).


Похожие статьи:

Мероприятия по совершенствованию работы социального работника в пенитенциарной системе. Основные направления психологической помощи заключенным
Психологическая помощь заключенным в первую очередь должна быть напраl3лена на адаптацию их к местам лишения свободы. Человек попадает в тюрьму надолго, могут пройти годы, прежде чем он покинет ее стены. Ему предстоит функционировать в неп ...

История российских профсоюзов
В России профсоюзы возникли на 100 лет позже, чем в западноевропейских странах и США, т.е. на рубеже XIX и XX веков[1]. Начало XX столетия ознаменовалось для России революционными потрясениями. Борьба народных масс против самодержавия, за ...

Медико-социальная поддержка ВИЧ-положительных беременных женщин и их семей
Подписав Декларацию о приверженности борьбе со СПИДом, 180 стран мира, в том числе и Россия, взяли на себя ряд обязательств, которые получили конкретное цифровое выражение, в частности к 2009 г. снизить показатель передачи ВИЧ-инфекции от ...