Специфика управления и самоуправления в сфере досугово-рекреационной деятельности
Страница 1

Информация » Социология досуга » Специфика управления и самоуправления в сфере досугово-рекреационной деятельности

Непосредственное управление досугом расценивается как вмешательство и посягательство на свободу личности и противоречит самой] сущности свободного времени. Антоним термина «свобода» - «принуждение», т.е. деятельность под воздействием внешних обстоятельств (по решению компании, указанию родных при отсутствии собственного] выбора и др.). В ситуации выбора возможен лишь тот вид деятельности, для реализации которого существуют необходимые условия и соответствующие знания.

Эффективное управление содержанием досуговой деятельности возникает только посредством создания условий для выбора в саморазвитии и реализации способностей, дарований, интересов проявления инициативы и организации самоуправления. Взаимодействия категорий управление», «самоуправление», «свобода» и «необходимость» становятся базовыми в теории и практике социокультурной деятельности.

Часть условий воздействует на содержание и структуру досуга как стихийные регуляторы. И ими следует пользоваться осторожно, избирательно, чтобы не ограничить проявления саморазвития субъекта.

Особенности свободного времени и досуговой деятельности определяют содержание и функции управления.

Особенности и принципы в сфере управления рекреационно-досуговой деятельности.

Принципы - это наиболее устойчивые, повторяющиеся правила, составляющие основу управления. Это - однопорядковые, взаимосвязанные положения. Для всех сфер жизнедеятельности общепринятыми являются принципы демократизации, гуманизации, объективности, конкретности, оптимальности, а также территориально-отраслевой подход.

Переход от административно-командной системы сделал теорию и практику управленческого процесса полем столкновения двух противоположных моделей.

В практике управления рекреационно-досуговой деятельностью уже отошли от централизации, всеобъемлющей регламентации, ведущей к стандартизации и шаблону, нормативного закрепления принципов управления в законодательных актах.

Наметился переход к демократической модели, опирающейся на самодеятельный характер культурно-досуговой деятельности, становлению механизмов самоуправления, характеризующихся формированием советов и разработкой уставов общественных объединений и организаций.

Гуманистическое измерение управленческого процесса приводит к необходимости поворота к человеку как самоцели культурного развития. Родовая сущность человека выходит за пределы классовых, национальных или религиозных ограничений. Гуманизация управления становится эффективной, когда она опосредована самой личностью, её активностью в освоении человеческих ценностей. Гуманистические принципы и идеалы: свобода, милосердие, справедливость, бескорыстие, добро, равенство приобретают все большую значимость в области Досуговой деятельности. Но важно видеть, что ослабление духовно-нравственных регуляторов поведения со стороны общества обернулось раздвоенностью общественного сознания и поведения, явными признаками деградации стали агрессивность, жестокость и вандализм.

Деидеологизация, отказ от единомыслия и образа врага, привели к переориентации на общечеловеческие ценности, обогащению духовной жизни всем многообразием отечественной и мировой культуры.

Принцип объективности отражает необходимость учета закономерностей развития как общества, так и сферы свободного времени. Своевременное их выявление, познание и использование - залогоптимального управления культурными процессами.

Тенденция интенсивного общения подростков в неинституциональных формах в свободное время до сих пор плохо учитывается: материальная база, ее функционирование игнорируют потребности молодежи] что делает основными «зонами» общения молодых подвалы, чердаки, лестничные площадки, скверы и дворы. Научное управление состоит в

«переводе» требований объективных закономерностей на язык практики. Оно возможно на основе теоретико-методологических, конкретное социологических исследований, предоставляющих научно обоснованные выводы, психолого-педагогические рекомендации социальным институтам. А органы управления должны быть ответственны за внедрение научно обоснованных исследований в сфере свободного времени и следовать выбранным принципам.

Конкретность как принцип управления. Тенденции и закономерности проведения свободного времени проявляются через многообразий конкретных и, подчас противоречивых, фактов: веяний моды, появления новых увлечений, развития жанров в искусстве, увеличения числи компьютеров с выходом в Интернет. Своевременное выявление их зна-чимости - необходимое условие преодоления препятствий в удовлетворении интересов и возникающих в связи с этим противоречий. Это необходимо для того, чтобы культурно-досуговая деятельность стала средством самовыражения и самореализации, а не ее деградации.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Приложения
Приложение №1 Женщины-главы государств и правительств Древний мир Хатшепсут (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1503—1482 до н. э.) — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта Царица Савская (X век до н. э.) — легендарная ...

Социологические воззрения Э. Гуссерля
Эдмунд Гуссерль (1859-1938) - выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из основных направлений современной философии - феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы Пре ...

Признаки групп «социального дна».
Выделение групп населения в "социальное дно", как специфический слой, несомненно, носит условный характер. Одна­ко эти группы имеют сходные черты: это люди, в основной своей массе отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурс ...