Становление отраслевой социологической теории КПР в 70-80-90-ые годы
Страница 1

Информация » Социология досуга » Становление отраслевой социологической теории КПР в 70-80-90-ые годы

70-е годы характеризуются переходом от отдельных диссертационных исследований к созданию проблемных групп, к проведению комплексных исследований, ведущихся масштабно и систематически. С 1972 года велись исследования современного села Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР в Калачеевском районе Воронежской области в сотрудничестве с коллективами, работающими в области социологии культуры и искусства, экономики и сельского хозяйства в различных регионах страны по единой программе. Это уже был качественно новый этап.

Системно-структурный подход к духовной культуре как целостному объекту требовал концептуальной разработки:

-образования,

-художественной культуры,

-художественной самодеятельности,

-культуры быта, досуга,

-взаимодействия функций средств массовой коммуникации и КПР. Без такой систематизации, классификации структурных элементов и факторов, целей и средств невозможно было проведение социологических сравнительных исследований.

Основными проблемами исследования были определение уровня духовной культуры различных слоев населения и проявление в трёх основных сферах: труде, общественной работе и быту. Основное содержание потребностей и духовных интересов, объём информации (печать, радио, телевидение, кино, учреждения культуры) рассматривались в рамках бюджетов и структуры свободного времени.

Исследование выявило прямую зависимость между уровнем образования различных социально-демографических групп населения, структурой досуга, духовными интересами и запросами личности, которые проявлялись в прослушивании радиопередач, просмотре телефильмов, чтении литературы и занятиях художественной самодеятельностью. Например, показатели культурного уровня группы механизаторов оказались значительно выше показателей группы работников, занятых преимущественно неквалифицированным трудом.

На этой основе была создана типология населения по отношению к культуре, определено место и роль КПУ в системе других социальных институтов на селе. Была выявлена специфика управления и организации культурно-просветительной деятельности в пределах района и сельского совета.

Как видно, такой подход к объекту исследования при разработке программы, методов, процедур способствовали поиску путей дальнейшего культурного подъема села. Он был бы немыслим без философского и социологического анализа социальных аспектов клубной деятельности: культуры досуга, общения, планирования и управления духовной жизнью.

Результаты исследования доказали необходимость устранения ведомственной разобщенности учреждений культуры (профсоюзная и ведомственная сеть учреждений культуры была выше по материальна тактическому оснащению и зарплат сотрудников); создания районны домов культуры и клубов во всех населенных пунктах; организации деятельного соучастия клубного актива и массы посетителей; развития самодеятельных начал в организации, а также были вскрыты дефицит культурного общения в коллективах художественной самодеятельности (репетиции занимали все время) и необходимость улучшения подготовки кадров.

Серия исследований "Народное творчество" позволила выявить совокупный социальный портрет участников художественной самодеятельности по возрасту, семейному положению, образованию; мотивацию занятий в коллективах и собственную оценку участников "работы по второй профессии". Обнаруживался большой "веер" (разнообразие) в побудительных мотивах участия: любовь к искусству (66,7%), стремление продолжать семейные традиции (22,7%), желание приобщиться к творческой деятельности и советы товарищей (8,7%), приглашение руководителя (21,3%), стремление заполнить свободное время (7,3%) и даже "нажим" со стороны общественных организаций (2,3%).

Анализ мотивов давал возможность судить об уровне, структуре духовных потребностей, интересов, ценностных ориентации, позволял учитывать и всемерно повышать их. 65% опрошенных чувствовали потребность в учебных занятиях, репетициях, овладении исполнительским мастерством. Многих привлекало осознание общественной значимости художественной самодеятельности, расширение культурного кругозора, возможность проявить своё дарование. Исследование выявило не только ценностные ориентации и вкусы, но и взаимодействие исполнительского и авторского творчества, традиций и фольклора, состояние по жанрам художественной самодеятельности и уровню учебно-воспитательной работы. В них художественная самодеятельность была рассмотрена как объект управления и руководства, т.е. изучена природа любительской художественно-творческой деятельности как социокультурного явления.

Исследование Михайловой "Народное творчество: участник и руководитель" представило многомерный портрет человека, личности, культурного деятеля, у которого творческая деятельность перерастает в более широкое участие в общественной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Проблема, объект, предмет, цели и задачи, понятия в исследовании
Проблема выражает основное противоречие исследуемого явления, события. Она актуализирует факты несоответствия общественно значимых направлений научных исследований располагаемым обществом ресурсами. Проблемы, попадающие в сферу внимания на ...

Методы прогнозирования
Для проникновения в тайны будущего разработаны специальные методы, объединенные общим названием – прогностика. Прогностика – наука о законах и способах прогнозирования. Она помогает увидеть, как будет выглядеть мир завтрашнего дня. 10 нояб ...

Основные богословские положения РПП
Для того, чтобы глубже понять психологию благотворящего христианина, кратко рассмотрим основные богословские положения РПЦ в аспекте экклесиологии, пользуясь социальной доктриной, принятой РПЦ на поместном соборе 2000 года. По восточно-каф ...