Принципы и функции прикладной социологии досуга
Страница 1

Информация » Социология досуга » Принципы и функции прикладной социологии досуга

Социология досуга является специальной социологической наукой, органически сочетающей теоретическую и эмпирическую части. Она

тесно взаимодействует с социологией образования, средств массовой информации (журналистики) и опирается на методологию социологии культуры, искусства, досуга, быта, молодежи, малых групп, семьи.

Социология досуга рассматривает культурно-досуговую деятельность как систему и форму социокультурного общения, творчества, самореализации, проявления общественных инициатив, и необходимость ее исследования отвечает задачам анализа общественной жизни и управления этой сферой. Потребность таких исследований растет по "вертикали", начиная с села, где информация может еще собираться традиционными методами, поскольку процессы здесь не всегда приобретают массовый характер, и кончая регионами, требующими разработанной методологии и методики.

Системно-структурный, комплексный подход, отражая объект в целом, учитывает взаимную связь экономических, политических и культурных факторов в организации культурно-досуговой деятельности, и при этом выясняются ее роль, место, значение, специфика воздействия и функции на каждом конкретно-историческом этапе развития общества. Направленные на изучение и регулирование сегодняшних процессов, они существенно дополняют статистику в области культуры, которая не отражает многих субъективных показателеймотивов и ценностных ориентации участников многообразных по направленности клубных объединений, отношения и переживания участников по поводу полученной информации и познавательных интересов, стимулирующих тот или иной вид досуговой деятельности. В современных условиях управление этой сферой духовной жизни должно базироваться на всесторонней информации о состоянии и тенденциях развития интересов и запросов трудящихся, специфики и уровня развития социокультурной среды, а результаты конкретно-социологических исследований являются источником информации "обратной" связи.

Социология досуга являет собой сочетание анализа эмпирического материала с теоретическим анализом и обобщением социокультурной деятельности масс. Она помогает оперативно "замерять" особенности механизмов развития, динамики интересов и характера творческой деятельности, определять с помощью конкретно-социологических исследований реальное место, которое занимают культурно-досуговые учреждения в системе социализации на том или ином этапе общественного развития. Результаты анализа создают необходимые предпосылки для более полного учета культурных интересов и запросов людей, разработки научно обоснованных технологий планирования и руководства социокультурной деятельностью, повышения ее эффективности и корректировки на промежуточных этапах движения к основной цели. Дальнейшее развитие конкретно-социологических исследований поможет:

- уточнить закономерности и специфику процесса самовоспитания, развития инициативы и самодеятельности масс в духовном развитии и творчестве;

- совершенствовать ее технологию, уточнить понятия, критерия раскрывающие сущность того или иного элемента системы, характера влияния его назначения и функции, определить связь с другими элементами и характер зависимости от тех или иных факторов и условий. К примеру, состояния социокультурной среды; уровня и характера руководства клубным процессом воспитания; развития демократических начал; уровня самоуправления и др.

В качестве структурных элементов социологии культурно-просветительной работы в зависимости от основания могут быть:

- содержательная направленность рекреационно-досугового процесса, взаимодействие его участников (субъекта и объекта);

- свойства участников и характер воздействия (средства, методы и формы педагогического воздействия на духовно-практическую деятельность членов клубных объединений и их "обратного" влияния на общественную жизнь объединения и социокультурной среды);

- видов и форм досуговой деятельности, характера и уровня руководства ею;

- материально-технической базы;

- система критериев, показателей и индикаторов эффективности социокультурной деятельности различной направленности. (Совпадение результатов самовоспитания с предварительно намеченной целью является интегральным критерием эффективности воспитательного воздействия). Отсюда вытекает необходимость разработки "идеальных моделей, характеризующих желаемое состояние, качества личности и общностей, способных служить эталоном. В специальной литературе они получили название целевых нормативов .

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Условия, в которые попадает осужденный, как жизненное пространство и объект профессионального вмешательства
Представление об условиях, в которые попадает осужденный, дает основание социальному работнику оценить и использовать их как ресурс в оказании содействия процессу перевоспитания, а точнее - определению адекватных стратегий поведения и форм ...

Результаты реализации и оценка эффективности государственной молодежной политики
Главным результатом реализации государственной молодежной политики должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны. Оценку реализации стратегии государственной молоде ...

Роль женщин в Федеральном Собрании РФ, Правительстве, политических партиях и общественных организациях
Интеграция женщин России в политику идет чрезвычайно медленно. В высших законодательных и исполнительных органах власти женщин – единицы. Формирующееся независимое женское движение лишь положило начало проявлению политической активности. Ж ...