Принципы и функции прикладной социологии досугаСтраница 1
Социология досуга является специальной социологической наукой, органически сочетающей теоретическую и эмпирическую части. Она
тесно взаимодействует с социологией образования, средств массовой информации (журналистики) и опирается на методологию социологии культуры, искусства, досуга, быта, молодежи, малых групп, семьи.
Социология досуга рассматривает культурно-досуговую деятельность как систему и форму социокультурного общения, творчества, самореализации, проявления общественных инициатив, и необходимость ее исследования отвечает задачам анализа общественной жизни и управления этой сферой. Потребность таких исследований растет по "вертикали", начиная с села, где информация может еще собираться традиционными методами, поскольку процессы здесь не всегда приобретают массовый характер, и кончая регионами, требующими разработанной методологии и методики.
Системно-структурный, комплексный подход, отражая объект в целом, учитывает взаимную связь экономических, политических и культурных факторов в организации культурно-досуговой деятельности, и при этом выясняются ее роль, место, значение, специфика воздействия и функции на каждом конкретно-историческом этапе развития общества. Направленные на изучение и регулирование сегодняшних процессов, они существенно дополняют статистику в области культуры, которая не отражает многих субъективных показателеймотивов и ценностных ориентации участников многообразных по направленности клубных объединений, отношения и переживания участников по поводу полученной информации и познавательных интересов, стимулирующих тот или иной вид досуговой деятельности. В современных условиях управление этой сферой духовной жизни должно базироваться на всесторонней информации о состоянии и тенденциях развития интересов и запросов трудящихся, специфики и уровня развития социокультурной среды, а результаты конкретно-социологических исследований являются источником информации "обратной" связи.
Социология досуга являет собой сочетание анализа эмпирического материала с теоретическим анализом и обобщением социокультурной деятельности масс. Она помогает оперативно "замерять" особенности механизмов развития, динамики интересов и характера творческой деятельности, определять с помощью конкретно-социологических исследований реальное место, которое занимают культурно-досуговые учреждения в системе социализации на том или ином этапе общественного развития. Результаты анализа создают необходимые предпосылки для более полного учета культурных интересов и запросов людей, разработки научно обоснованных технологий планирования и руководства социокультурной деятельностью, повышения ее эффективности и корректировки на промежуточных этапах движения к основной цели. Дальнейшее развитие конкретно-социологических исследований поможет:
- уточнить закономерности и специфику процесса самовоспитания, развития инициативы и самодеятельности масс в духовном развитии и творчестве;
- совершенствовать ее технологию, уточнить понятия, критерия раскрывающие сущность того или иного элемента системы, характера влияния его назначения и функции, определить связь с другими элементами и характер зависимости от тех или иных факторов и условий. К примеру, состояния социокультурной среды; уровня и характера руководства клубным процессом воспитания; развития демократических начал; уровня самоуправления и др.
В качестве структурных элементов социологии культурно-просветительной работы в зависимости от основания могут быть:
- содержательная направленность рекреационно-досугового процесса, взаимодействие его участников (субъекта и объекта);
- свойства участников и характер воздействия (средства, методы и формы педагогического воздействия на духовно-практическую деятельность членов клубных объединений и их "обратного" влияния на общественную жизнь объединения и социокультурной среды);
- видов и форм досуговой деятельности, характера и уровня руководства ею;
- материально-технической базы;
- система критериев, показателей и индикаторов эффективности социокультурной деятельности различной направленности. (Совпадение результатов самовоспитания с предварительно намеченной целью является интегральным критерием эффективности воспитательного воздействия). Отсюда вытекает необходимость разработки "идеальных моделей, характеризующих желаемое состояние, качества личности и общностей, способных служить эталоном. В специальной литературе они получили название целевых нормативов .
Похожие статьи:
Организация социальной работы с осужденными в лиу № 1 г. Свободного. Общая характеристика ЛИУ №1 г. Свободного как специальное учреждение
для отбывания наказания осужденных
В настоящее время полное название колонии – Федеральное государственное учреждение Лечебно-исправительное учреждение № 1 управления Федеральной службы исполнения наказания России по Амурской области – (ФГУ ЛИУ-1 УФСИН России по Амурской об ...
Мировой
опыт реформирования пенсионных систем
Как ни странно это звучит, но проблема реформирования пенсионных систем в последние годы встала перед многими развитыми странами. Дело в том, что у них, как и в России до последнего времени действовала распределительная система назначения ...
Признаки групп «социального дна».
Выделение групп населения в "социальное дно", как специфический слой, несомненно, носит условный характер. Однако эти группы имеют сходные черты: это люди, в основной своей массе отвергнутые обществом, лишенные социальных ресурс ...