Способы и границы взаимовлияния общественного мнения и права

Информация » Общественное мнение и право » Способы и границы взаимовлияния общественного мнения и права

В нормативную систему, задающую условия существования общественного мнения, входят различные законодательные и подзаконные акты, которые устанавливают порядок использования общественного мнения при выработке и принятии общественно значимых хозяйственных и политических решений органами управления.

Существенным элементом нормативной системы общественного мнения являются многочисленные неформальные нормы предписания. Они не менее жестко определяют условия выражения и использования общественного мнения. Таковы предписания общин у разных народов, неформальных групп, различных социальных слоев, неписанных профессиональных кодексов.

Общественное мнение выполняет в обществе ряд тех же функций, что и другие социальные институты. Оно обеспечивает социальную интеграцию, регулируют деятельность социальных субъектов, способствует сложившейся системы отношений, трансляции социального опыта и коммуникаций.

Институт общественного мнения усиливает взаимозависимость и взаимоответственность социальных субъектов через нормы, правила и систему ролей, способствует консолидации усилий, обеспечивает конформность личных целей индивидов с целями других людей.

Будучи социальным институтом, общественное мнение вырабатывает шаблоны поведения, которые направляют действия людей в определенное русло. Нередко человек поступает со стандартами мнения вопреки собственному желанию. Общественное мнение универсально в качестве регулятора, ибо присутствует в любых сферах деятельности отношений, на любых уровнях структуры общества.

Институционализированое мнение закрепляет определенные отношения и содействует их сохранению и трансляции. тем самым институт мнения обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

Институт общественного мнения отличается от других социальных институтов тем, что действует во всех сферах общества. Поэтому его невозможно рассматривать однозначно либо как политический, либо как экономический, либо только как институт духовной сферы. В рамках предметной классификации социальных институтов ему трудно найти место, как отмечают современные исследователи общественного мнения. Данный институт в определенных условиях может выполнять функции политического, экономического или духовного институтов. Уместнее отнести институт общественного мнения к неформальным институтам общества, поскольку чаще всего он упорядочивает, регулирует поведение социальных субъектов через систему неформальных норм.

Право является неотъемлемым атрибутом человеческого общества на протяжении всей его истории. Если рассматривать его в самом широком смысле — как регулятор социального поведения и социальных отношений, приходится признать, что в различных исторических формах право существовало всегда, независимо от уровня развития того или иного общества.

Для лучшего понимания реальной взаимосвязи, существующей между типом общества и принятой в нем формой права, давайте проследим развитие обществ с самого начала их существования. Рассматривая эволюцию обществ, мы не только узнаем, как возникло наше собственное общество, но и увидим, что каждый тип общества обладает присущими только ему характеристиками. Эти различия очень важны, поскольку они определяют нашу жизненную ориентацию.


Похожие статьи:

Реформа жилищно-коммунального хозяйства и реальная платежеспособность населения
У России, пожалуй, две вечные проблемы: продовольственная и жилищная. Даже такое мощное централизованное государство, как Советский Союз, не могло справиться с ними. Все обещания, которые давались по этому поводу (и в Программе Коммунистич ...

Структура резюме
Резюме обычно состоит из нескольких разделов, информация в каждом из которых призвана в кратком виде ознакомить потенциального работодателя со всеми сведениями о кандидате, необходимыми для его приёма на работу. В резюме не следует включат ...

Эксклавы - как «гипертексты» (на примере Калининградской области)
Эксклавы, на примере Калининградской области, - единственной «заграничной территории России» можно рассмотреть как сложные пространственные конструкты, как пространство символических схем. Калининградский регион может быть представлен как ...