Работа центра социального обслуживания населения города Сухой Лог по социальному обслуживанию одиноких пожилых людей. Содержание деятельности специалиста по социальной работе и опыт работы по социал
Страница 15

Информация » Социальное обслуживание одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города Сухой Лог) » Работа центра социального обслуживания населения города Сухой Лог по социальному обслуживанию одиноких пожилых людей. Содержание деятельности специалиста по социальной работе и опыт работы по социал

Социальные работники как представители зрелого и, нередко, пожилого возраста сами имеют немало профессиональных и личных проблем:

-

отсутствие психологических знаний о проведении, характере, способах общения людей пожилого возраста;

-

необходимость адаптации к новой роли - выполнению обязанностей патронажной сестры, получению новых знаний, умений и навыков (например, как поменять постельное белье у лежачего больного);

- проблема общения установления адекватного контакта с

пожилым, часто тревожным, консервативным, испытывающим внутренний дискомфорт человеком, который может иметь тяжелый характер, вследствие чего взаимоотношения между ним и социальным работником могут быть негативными, эмоционально напряженными;

-

сложность установления контакта с родственниками пожилого человека, возможно, нежелание членов семьи сотрудничать с социальным работником;

-

проблема проекции своих личных проблем на конкретную ситуацию пожилого человека и его семьи (навязывание решений, советы, оценка происходящего);

-

проблема свободного времени: ухаживающий за недееспособным

пожилым должен надолго оставаться при нем, одновременно он вынужден выполнять тяжелую работу по дому с высоким уровнем однообразия и монотонности;

-

сужение круга общения из-за нехватки свободного времени [9, с 39-49].

Эти проблемы социальные работники неосознанно пытаются решить за счет пожилых людей, которых они обслуживают, и тем самым еще более усугубляют ситуацию, а нередко и свое психическое состояние. Поэтому самим социальным работникам необходим определенный уровень социально-психологической компетентности [17, с 65 ].

Опыт работы и обучения социальных работников в сфере обслуживания пожилых людей давно показал, что в эту область, работать идут те люди, которые в силу обстоятельств почувствовали призвание помогать другим. Те же, кто пришел под влиянием каких-либо случайных обстоятельств, например в связи с безработицей, чтобы иметь свободный график работы и прочие, обычно долго не задерживаются и при первой же возможности уходят. Таким образом, в социальной сфере работают в основном неравнодушные к чужой беде люди. Но когда переживания, связанные с сочувствием к пожилым, становятся личной проблемой - это уже сигнал тревоги и признак профессиональной некомпетентности.

Социальные работники должны обладать определенными психологическими качествами для успешного выполнения работы. Эти качества практически не учитываются при подборе персонала в центры социального обслуживания.

К важнейшим качествам профессиональной пригодности социального работника относятся: наличие положительной мотивации к труду, доброжелательное отношение к людям, коммуникативные способности, эмпатия, нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, терпение. При этом нужно учитывать, что многие профессионально важные качества успешно развиваются по мере овладения профессией, на занятиях и курсах или компенсируются стилем деятельности. Например, качества, входящие в группу «Отношение к людям», можно разделить на развиваемые и плохо развиваемые, на компенсируемые и не компенсируемые другими свойствами. Отношение к людям проявляется комплексом различных психологических характеристик, среди которых есть как доброжелательные, так и недоброжелательные. По мнению некоторых авторов, нецелесообразно заниматься социальной работой людям с сильно выраженным недоверием и недоброжелательностью к окружающим, а также испытывающим чувства враждебности и агрессивности.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16


Похожие статьи: