Заключение

Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу.

Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции.

По мнению исследователей, средний класс современного индустриального общества определяет стабильность социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс – это прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для формирования новой социальной структуры.

Каждое общество выступает сложной комбинацией различных типов стратификационных систем и их переходных форм. Вот основные стратификационные тенденции современного российского общества:

1) Постепенное становление классовой системы при сохраняющемся влиянии этакратической.

2) Происходят изменения в структуре занятости. Появляются новые профессии, развивается самозанятость.

3) Поляризация по имущественному признаку. Формируются слои сверхбогатых и тех, кто находится за чертой бедности.

[1] Бауман З. Рассказанные жизни и прожитые истории // СОЦИС, 2004, № 1, СС. 7- 8


Похожие статьи:

Приложения
Приложение 1 Система социального контроля по П. Бергеру Приложение 2 Комбинация методов формального контроля Комбинации по характеру Комбинации по форме Жесткие Мягкие Прямые Прямые жесткие Н-р: политические репрессии, рэкет, организованна ...

Объект и предмет экономической социологии
Социология (от лат. Societas – общество и греч. Logos – слово) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними. Первая проблема, которую следует з ...

Функции социальной рекламы
Задачи социальной рекламы формулируются следующим образом: формирование общественного мнения, привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни, активизация действий по их решению, формирование позитивного отношения к государс ...