Особенности социальной политики в России. Основные направления социальной политики в России
Страница 3

Информация » Социальная политика в РФ » Особенности социальной политики в России. Основные направления социальной политики в России

IV. В 2008г. сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 4,7%), в то же время увеличилось число гимназий и лицеев. Число учреждений высшего профессионального образования возросло в целом на 26 единиц (на 2,3%). В 2008г. аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн. юношей и девушек (90,8% к уровню 2007г.), о среднем (полном) общем образовании - 1,0 млн. человек (86,8%).

Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2007г. на 60,3 тыс. человек, или на 8,3%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 190,4 тыс. студентов, или 28,4% от общего числа принятых (в 2007г. - 238,1 тыс., или 32,6%). Прием в государственные и муниципальные ВУЗы в 2008г. сократился на 21,3 тыс. человек (на 1,5%) в основном за счет студентов, принятых на дневную форму обучения, сокращение приема на которую составило 47,7 тыс. человек, или 6,7%. Численность принятых на заочную форму обучения увеличилась на 29,8 тыс. студентов, или на 5,1%.

Прием на обучение в государственные и муниципальные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 561,3 тыс. человек и сократился по сравнению с 2007г. на 7,4 тыс. человек, или на 1,3%. Удельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение остался на уровне 2007г. и составил 58,8% от общего числа принятых. По результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные ВУЗы принято 566,0 тыс. человек, что превышает аналогичный прием 2007г. на 117,2 тыс. человек, или на 26,1%.

Платных образовательных услуг населению в 2008г. было оказано по предварительным данным на 281,0 млрд. рублей, или на 1,3% больше, чем в 2007 году [11]. 28% семей платят за учебу детей, внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают, что не смогут оплатить обучение детей в вузе.

Существующая на данный момент система образования постепенно теряет свою эффективность. Увеличивается разрыв между различными уровнями системы, происходит отрыв теории от практики, растет количество выпускников, не работающих по специальности, а позиции российских вузов в международных рейтингах постепенно падают [5].

V. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). В феврале 2009г. численность экономически активного населения была ниже, чем в ноябре 2008г., на 1,1 млн. человек, или на 1,5%. Это сокращение полностью определяется уменьшением численности занятого населения.

Численность безработных, в соответствии с методологией МОТ, в феврале 2009г. была на 1,8 млн. человек, или на треть выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года. Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2009г. составил 9,5% и был на 2,5-2,4 процентного пункта выше, чем в ноябре 2008г. и феврале 2008 года. Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн. человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн. человек, или на 2,6%. По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в феврале 2009г. составила 44,4%. Доля городских жителей среди безработных, по методологии МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза.

Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»
Обычно используют понятие «отдых», «досуг», «рекреация» как синонимы. Имеет смысл уточнить область их применение и смысловые границы. «Отдых - вполне самостоятельная сфера человеческого бытия». Дельная доля отдыха - самая объемная в бюджет ...

Разница между прикладным и академическим исследованием.
Основное отличие прикладной социологии от академической заключается не в используемых каких-то специальных методах (методы те же), не в особых процедурах (процедуры в принципе ничем не отличаются), не в теоретических моделях (они разнообра ...

Анализ результатов социологического исследования
Существует два принципиальных подхода к анализу социологических данных; анализ линейного распределения и структурно-типологический анализ объекта. Именно в такой последовательности эти подходы, как правило, и реализуются в аналитической де ...