Заключение

В данной работе сделана попытка осмыслить социологические процессы в городах России на протяжении всей истории государства и в настоящее время. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что город – средоточие всех социокультурных тенденций, которые диктует тот или иной этап исторического развития общества. Именно в городе наиболее ярко, отчетливо и быстро отражаются общественные, культурные, духовные перемены.

Так, на протяжении многих столетий истории России города были хранителями духовной основы жизни общества – православной веры. Поэтому они были значимыми центрами, аккумулировавшими и преумножавшими силу и славу отечественной культуры. В XVIII-XIX веках наметились тенденции раскола общества – разделения на религиозную и светскую культуру. А ХХ век принес радикальные изменения, потрясшие перевернувшие и окончательно раздробившие общественную жизнь. Поэтому на современном этапе мы имеем абсолютно уникальную городскую культуру – рассредоточенную, не имеющую целостности в своем основании и единой системы координат. Общество, создавшее эту культуру, предоставляет человеку широчайший выбор путей индивидуального развития, но вместе с тем ни один из этих путей не оценивается обществом однозначно отрицательно или положительно. Поэтому в современном городском обществе выбор является не столько возможностью, сколько долгом, который необходимо особо усердно соотносить с гуманистическими идеалами и человеческой совестью.

[1] Сайко Э. В. Переход в социальной эволюции и роль города в ее историческом выполнении // Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. – М., 2001. С. 10-71.

[2] Сайко Э. В. Переход в социальной эволюции и роль города в ее историческом выполнении // Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики. – М., 2001. С. 48-50.

[3] Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – СПб., 1999, с. 70.

[4] Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. – М., 2001. С. 79.

[5] Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях (26 сентября 1997 года №125-ФЗ).

[6] Лурье Л. Я. «Питерщики» в Петербурге // Город и горожане в России ХХ века: Материалы российско-французского семинара. СПб, 2001. С. 88.


Похожие статьи:

Социальная политика Алтайского края
Алтайский край является регионом экологического неблагополучия (РЭН) в связи с воздействием Семипалатинского ядерного полигона. Радиационное воздействие на отдельные районы Алтайского края оказывались малыми дозами в течение длительного вр ...

Анализ результатов социологического исследования
Существует два принципиальных подхода к анализу социологических данных; анализ линейного распределения и структурно-типологический анализ объекта. Именно в такой последовательности эти подходы, как правило, и реализуются в аналитической де ...

Понятие социального контроля: его сущность и элементы. Понятие социального контроля, его функции
Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, основоположником социальной психологии, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного терм ...