Психологическая характеристика социального интеллекта, обусловленного гендером
Страница 3

Информация » Гендерная обусловленность социального интеллекта » Психологическая характеристика социального интеллекта, обусловленного гендером

Для описания и объяснения социального интеллекта как категории в работе отечественного ученого Д.В. Ушакова предлагаются три варианта объяснения природы социального интеллекта как способности понимать людей и социальные ситуации.

1. Социальный интеллект представляет собой особую способность, отличную от таких известных видов интеллекта, как вербальный, пространственный, математический и т.д., однако имеет с ними корреляционную связь. Достоинством этого подхода является его логичность: социальный интеллект — это вид познания, логично, что он находится в ряду других видов интеллектуального познания, отличающихся друг от друга спецификой своего объекта. В то же время этот подход не позволяет объяснить специфические черты социального интеллекта.

2. Социальный интеллект представляет собой не столько способность, сколько знания, умения или навыки, приобретенные в течение жизни, что подтверждают многие надежные источники.

3. Социальный интеллект — личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия. Такой подход — естественная реакция на относительно низкие корреляции социального интеллекта с другими видами интеллекта и относительно высокие — с личностными свойствами. Речь идет о том, что некоторые личностные черты, такие, как экстраверсия, ассоциируются с высоким социальным интеллектом, а другие (например, нейротизм) — с низким. Объяснение в рамках модели подобия проходило бы, если бы было показано нечто другое, например, что экстраверты хорошо понимают экстравертов, но плохо — интровертов. Социальный интеллект — это познавательная способность, которая, однако, в отличие от других познавательных способностей, оказывается сцепленной с личностными чертами, что требует специального объяснения.(Ушаков)

Как видно из перечисленного, однозначности в рассуждении наблюдать не приходится. Происхождение и суть социального интеллекта пыталась определить и структурно-динамическая теория. В частности в ее контексте было сформулировано то, от чего зависит уровень социального интеллекта личности:

•от потенциала формирования, который проявляется также в уровне общего интеллекта;

•от личностных, в первую очередь эмоциональных, особенностей, в большей или меньшей степени привлекающих силы человека к общению с другими людьми и их познанию;

•от того, как сложился жизненный путь человек, пришлось ли ему направить свои силы на взаимодействие с другими людьми или на предметную работу.

Из перечисленного видно, что фактор имплицитного научения или личностного опыта индивида играет если не первостепенную роль, то достаточно значимую определенно. Социальный интеллект не мог бы успешно функционировать, если бы он не использовал наш внутренний опыт и не строил бы на нем свои репрезентации. Другими словами, мы вряд ли могли бы понять поведение столь сложных существ, какими являются люди, если бы сами не были людьми. Наличие внутреннего опыта, опыта наших желаний, потребностей, фантазий, которые, может быть, никогда не проявились в поведении, является огромным ресурсом, увеличивающим кругозор социального интеллекта. Однако мы не просто пользуемся прошлым опытом внутренней жизни. Мы можем мысленно поставить себя на место другого человека и непосредственно испытать его переживания, представить, что он будет желать, от чего страдать и к чему стремиться.

Итак, социальный интеллект обладает рядом характерных структурных особенностей:

•континуальным характером;

•использованием невербальной репрезентации;

•потерей точности социального оценивания при вербализации;

•формированием в процессе имплицитного научения;

•использованием внутреннего опыта.

Лишь последнее полностью отличает социальный интеллект от всех других видов интеллекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Функции и модели социальной политики государства
Социальная политика выполняет ряд функций, которые, в конечном счете, определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, к ...

Предметы ведения и конституционные способы их разграничения в Российской Федерации
Предметы ведения - это понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и ее субъектов. Круг конкретно закрепленных полномочий, которы ...

Понятие «самопрезентации»
«Самопрезентация» – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная с ...