Подростки как объект социальной работы. Подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.
Страница 2

Информация » Подростковая занятость в России » Подростки как объект социальной работы. Подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.

Исследования групп подростков-учащихся, охваченных преступ­ностью, показали, что у учеников общеобразовательной школы преобладают нарушения дисциплинарные, чаще наблюдаются антиобщественные поступки.

У учащихся ПТУ — противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежелание работать и учить­ся, спекуляция, бродяжничество.

У воспитанников детских домов и приютов — агрессивность, драки, те же нарушения, что и у учащихся ПТУ[2].

Постараемся обобщить, к чему приводят отклонения в пове­дении подростка. Отклонения, опасные для жизни, выплескива­ются в попытку самоубийства, подростки бросают учебу, не за­думываясь о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши и девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в по­ведении.

В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностями подросткового самоубийства явля­ется психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, отсутствие ответного чувства, обиды. Подросткам характерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто, абстрагируя от своей личности понятие смерти, они по­кушением на убийство стремятся познать ее сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия окружающи­ми. Они становятся объектом осуждения, угроз, что также приво­дит к попытке самоубийства1.

Среди беглецов зафиксировано больше всего подростков. Ос­новная причина — плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60—70%), чем отца. Ученые это объясняют как психологическими причинами, так и социальными: тяжелым эко­номическим положением семьи, безработицей, неполным соста­вом семьи, слишком юным или наоборот преклонным возрастом родителей и т.п. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который побуждает плохое обращение.

Подростки-беглецы чаще всего ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью никог­да не возвращаются.

Часть подростков-беглецов уходит из семьи под влиянием стрем­ления к свободе, независимости.

Психологами разработаны типы детей с различными отклоне­ниями, которые требуют самого разного подхода со стороны социального педагога. Так, одному ребенку требуется вмешатель­ство социального педагога, чтобы помочь ему обрести самостоя­тельность и стойкость; другого нужно занять общественной рабо­той, чтобы он стал лидером, или включить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе.

Некоторые подростки не любят захваливания, некоторых не­обходимо увлечь творчеством или трудом. У ребят замкнутых, эмо­ционально-холодных нужно развивать культуру общения.

В работе социального педагога встречаются подростки с быст­рой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни.

Все эти особенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в работе.

На особенности психического развития ребенка, которые сле­дует знать социальному педагогу, обращал внимание в своих пси­хологических исследованиях психолог Л.С.Выготский. Л.С.Выготский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14—17 лет. В семнадцать лет характер возраста критически стабильный. Он определил характер «кризиса» в 13 лет, когда происходит физиологическая перестройка организма, физические и психологические изменения в организ­ме, которые проявляются в реакции на внешние воздействия. Ре­акция на события в этом возрасте отличается от реакции взрос­лых. У подростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело.

В период кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми. Социальный педагог должен помнить, что перестройка поведения подростка связана с половым созре­ванием.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Заключение.
Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и ...

Сущность и понятие информационного общества
Для начала необходимо точно уяснить, что же такое «постиндустриальное общество». Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом. Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории ...

Финансирование здравоохранения
Показатель общих расходов здравоохранения Нижегородской области в 1-м полугодии 2008 года на одного жителя в среднем по области составил 1 175 рублей, при этом отмечается значительный размах его колебаний: от 483 рублей в Арзамасском район ...