Сущность понятия «маргинальность». Понятие «маргинальность»

Информация » Маргинальность в современной России » Сущность понятия «маргинальность». Понятие «маргинальность»

Попытаемся дать определение понятию «маргинальность». Начнем со словарных источников. Ни в словаре Даля, ни в словаре Ожегова, ни в словаре Брокгауза и Эфрона, ни в БСЭ слова "маргинал" нет.

Русские словари советского времени знают только этимологию и одно из значений этого (однокоренного) слова:

Маргиналии (от лат. marginalis находящийся на краю) 1) пометки на полях книги; 2) полиграф. – заголовки, вынесенные на поля книги, журнала и т.п. (иначе "фонарики", "боковинки")[1].

Маргиналии (новолат marginalis – находящийся на краю, от лат margo – край) заголовок, помещенный на полях книги, т.н. боковине. Применяется преим. в научной литературе[2].

И лишь только в пору предреволюционной осторожной вольности появляется следующее определение маргинальности:

Маргинальность (позднелат. marginalis – находящийся на краю, от лат. margo – край, граница), социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Введено американским социологом Р.Парком, который обозначал этим понятием положение мулатов и считал, что "маргинальная личность" обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, стесненностью, эгоцентричностью. В современной литературе понятие М. распространения не получило[3].

Однако в современное время понятие «маргинал» получило широкое распространение. По заданному понятию в интернете находится огромное количество документов. Так что же оно обозначает в сети?

Маргиналы – обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на "окраинах", на "обочинах" или попросту за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господствующих социально-культурных норм и традиций. Типичный пример – перемещение сельских жителей в города, которое не сопровождается развертыванием социальной инфраструктуры[4].

Обратим внимание на то, что за 17 лет между словарями маргиналы сдвинулись из середины общества на его границу.

Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой[5].

Таким образом, ключевой характеристикой понятия «маргинальность» является «внесистемность». Маргинал находится вне социальной структуры, т.е. не принадлежит к тем элементам (социальным группам), отношения между которыми определяют характер общественного целого. Как таковой маргинал не принадлежит ни к господствующей, ни к основным оппозиционным группам и субкультурам.

Понятие «маргинал» оценить нельзя. Это ни «хорошо», ни «плохо». Ибо может быть и «хорошо», и «плохо», но современники об этом, как правило, знать не могут. Не имеет данное слово и постоянного обозначаемого им конкретного предметного содержания. То, что сейчас внесистемно, завтра может войти в систему. Но может и не войти. То, что сегодня системно и даже господствует, завтра окажется на обочине и социальной структуры, и художественной культуры[6].

Маргинала можно рассматривать с двух основных позиций. Во-первых, как человека, который отстал от ценностей, норм, мышления и языка господствующей культуры. А во-вторых, как человека будущего, чьи творения, не понятые и не принятые современниками, войдут в основание грядущей культуры. Помимо этих двух аспектов, может существовать еще и третий. Маргинал – это тот, кто «заблудился», кто производит действия, продукты и ценности, которые не имеют ни «прошлого», ни «будущего».

Таким образом, можно выделить три основные функции маргиналов в обществе[7]:

· консервирующую;

· развивающую;

· разлагающую.

В первых двух случаях маргинал нужен человечеству. Культура должна быть благодарна тем «чудикам», которые не могут поступиться принципами прошлого. Ибо культура – это всегда сохранение прошлого. Тем более что никогда неизвестно, что в этом прошлом, казалось, отжившем, актуализируется, пусть в далеком, будущем, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Хотя, конечно, консерватор тормозит развитие. Но не слишком, так как он одинок, его единомышленников мало, и не они определяют судьбы культуры.

Кроме того, обществу нужен и маргинал-человек будущего. Так как именно такие люди нарабатывают принципы мышления, поведения, ценности и язык, которые будут необходимы следующим поколениям, которые «откроют» своих предшественников и воздадут им должное.

Таким образом, мы пришли к выводу, что маргинал довольно сложное в определении понятие. Но все же в основном оно обозначает человека вне социальной системы, структуры и культуры.


Похожие статьи:

Общеэтнические черты японского национального характера
Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности – важнейшая черта японского национального характера. Разумеется это не указывает на то, что например немцы, американцы или англичане менее трудолюбивы. Но у каждой н ...

Молодежные движения как фактор социализации
Как таковой, феномен «молодежное движение» можно определить как деятельность по удовлетворению нескольких компонентов социальных потребностей и взаимодействий: в общении, социальной активности, принадлежности к сообществу, организации [5]. ...

Социальные проблемы одиноких пожилых людей. Социальный статус человека в старости
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднени ...