Организация социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации: отечественный опыт
Страница 3

Информация » Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми » Организация социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации: отечественный опыт

В связи с этим специалисты Территориальных Центров осуществляют свою работу по следующим направлениям:

– традиционная форма патронажа и социального контроля семей социального риска для создания условий более плотного взаимодействия;

– проведение тематических бесед и лекций для детей и подростков;

– клубная и кружковая работа, задачами которой является реабилитация и социальная адаптация детей с девиантным поведением, т.е. профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка;

– комиссия общественного воздействия, задачи которой состоят в выявлении причин и условий, способствующих девиантным проявлениям детей и подростков, в защите прав детей в неблагополучных семьях;

– работа по индивидуальной карте социальной адаптации подростков, с целью реабилитации подростка, находящегося в условиях глубокой социальной депривации;

– работа в отделении дневного пребывания, с целью профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации программ социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, склонных к противоправному поведению в школе, семье и на улице;

– организационная работа по улучшению уровня взаимодействия различных служб на территории микрорайона, с целью профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Социальный патронаж – форма наиболее тесного взаимодействия с семьей. Этот метод работы имеет цель создания в семье оптимальных условий для всестороннего развития личности ребенка, а также подразумевает установление контактов с дезадаптированными детьми и мотивирование их на социально-приемлемые виды деятельности. В центре также работает отделение дневного (вечернего) пребывания детей, которое действует в течении года. В процессе деятельности реабилитационной группы происходит выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, содействие развитию творческих способностей детей.

В рамках Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Российской Федерации функционируют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Исходя из того, с какими категориями детей приходится работать специалистам, социально-реабилитационные учреждения выделяют следующие основные задачи: профилактика работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; предоставление бесплатно социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков; обеспечение временного проживания безнадзорных детей в нормальных бытовых условиях; оказание психологической, коррекционной и иной помощи; участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних, в их устройстве.

Разными путями попадают подростки в приюты и центры: после рейдов, проводимых социальными работниками в местах, где собираются беспризорные дети; их, приводят работники правоохранительных органов, близкие и дальние родственники, сами воспитанники и т.д. Особенности детского контингента и определяют содержание деятельности по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром и прежде всего с семьей.

Специалисты выделяют два пути решения этой проблемы:

1 – ребенок возвращается в семью, что возможно только лишь при соответствующей адекватной ситуации в работе с родителями и детьми;

2 – создание семейно-воспитательных групп.

По мнению специалистов, основная причина неблагополучия девиантных подростков заключается в том, что их жизнь была крайне однообразной, они не прожили различные положительные жизненные ситуации, поэтому не приобрели адекватного социального опыта. Чтобы создать условия для приобретения подростками социального опыта выделяют несколько принципов:

– включение рефлексии, т.е. приобретение навыков рефлексивного анализа ситуации и собственного поведения в ней;

– безоценочность в подходе к анализу поведения подростков;

– создание условий для успеха подростков в учебной или иной деятельности;

– убеждение детей в эффективности предлагаемых им способов действий.

Труд детей во всех его видах и формах стал органичной частью системы профилактической и реабилитационной работы специализированных учреждений.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи: